БАБА-ЯГА. СКАЗКА ДЛЯ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ

 

 

Вы уверены, что в вашей сплоченной команде удачно распределены роли и грамотно выстроена коммуникация, на должном уровне контроль и все в порядке с мотивацией? Анализ работы коллектива под руководством топ-менеджера Бабы-яги, проведенный Владимиром Токаревым, подскажет, насколько эффективна ваша система управления.

 

Русская народная сказка в обработке М. Булатова

 

Жили-были муж с женой, и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик, да и женился на другой. 
Невзлюбила злая баба девочку, била ее, ругала, только и думала, как бы совсем извести, погубить.

С первых строк сказки ее автор выносит на рассмотрение сложнейшую проблему взаимоотношений родной дочери и мачехи. Проблема настолько сложна, что мы переносим ее обсуждение на неопределенное будущее. Тем же, кто надумает рассмотреть эту проблему раньше, рекомендую использовать одну из теорий мотивации ― теорию справедливости, поскольку очевидно, что разделение любви отца на любовь к дочери и к новой жене с точки зрения новой жены не является справедливым (она же и готовит, и ублажает мужа, и даже воспитывает его дочь, как умеет, и многое др.).

Вот раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке: 
— Поди к моей сестре, твоей тетке, попроси у нее иголку да нитку — тебе рубашку сшить. 
А тетка эта была Баба-яга, костяная нога. Не посмела девочка отказаться, пошла, да прежде зашла к своей родной тетке.

Судя по всему, автор представляет в сказке широкий спектр теорий мотиваций. Здесь речь, без сомнения, идет о теории ожиданий (ошибочно приписываемой Виктору Вруму, а не русскому народу ― автору сказки про Бабу-ягу). Напомню, что в соответствии с теорией ожиданий тот, кого мотивируют, ожидает определенного результата своих действий (здесь ― доставку иголки и нитки мачехе) и вознаграждения (мачеха обещала рубашку сшить девочке), а также еще уровня вознаграждений (какого фасона будет рубашка, будет ли она достаточно модной или нет, мы пока не знаем). Весь этот перечень ожиданий и мотивирует исполнителя.

Очевидно, что важным в этой теории является доверие исполнителя к тому, кто поручает задачу. При недостаточном уровне доверия ожидания исполнителя будут малы и соответственно не будут достаточно хорошо мотивировать последнего на активные действия.

Таким образом, автор сказки прямо указывает, что в теории ожиданий важное значение имеет предыстория поручения (о чем в модели В. Врума ничего не говорится). Раз девочка пошла за советом к своей тете, значит, она не очень доверяла своей мачехе, поскольку специфическую форму воспитания с ее стороны («била и ругала») она не смогла логично увязать с обещанным подарком ― новой «модняцкой» рубашкой.

— Здравствуй, тетушка! 
— Здравствуй, родимая! Зачем пришла? 
— Послала меня мачеха к своей сестре попросить иголку и нитку — хочет мне рубашку сшить. 
— Хорошо, племянница, что ты прежде ко мне зашла, — говорит тетка. — Вот тебе ленточка, масло, хлебец да мяса кусок. Будет там тебя березка в глаза стегать — ты ее ленточкой перевяжи; будут ворота скрипеть да хлопать, тебя удерживать — ты подлей им под пяточки маслица; будут тебя собаки рвать — ты им хлебца брось; будет тебе кот глаза драть — ты ему мясца дай. 
Поблагодарила девочка свою тетку и пошла.

Мы незаслуженно президента и правительство ругаем за то, что у нас поголовная коррупция. А тут, оказывается, умению давать взятки должностному лицу обучали на Руси с младенческих лет: если не с молоком матери, то «от тети к племяннице», в любом случае от поколения к поколению.

Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, а в избушке сидит Баба-яга, костяная нога — холст ткет. 
— Здравствуй, тетушка! — говорит девочка. 
— Здравствуй, племянница! — говорит Баба-яга. — Что тебе надобно? 
— Меня мачеха послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить. 
— Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай! 
Вот девочка села у окна и стала ткать. 
А Баба-яга вышла из избушки и говорит своей работнице: 
— Я сейчас спать лягу, а ты ступай, истопи баню и вымой племянницу. Да смотри хорошенько вымой: проснусь — съем ее!

Здесь автор сказки подробно описывает, как именно развивается мотивация. Давайте за автором проследим этот важный для каждого топ-менеджера процесс.

Некоторые исследователи, например авторы известного учебника «Основы менеджмента» М. Мескон и другие, ошибочно полагают, что на первом этапе появляется потребность (например, голод), она формирует побуждение (например, представление, как именно этот голод утолить), а уже затем совершаются действия к цели, достижение которой обеспечивает удовлетворение возникшей потребности (рис. 1).

Baba_yaga_1.jpg 

 

Рис. 1. Модель процесса мотивации

На самом же деле, как следует из текста сказки, управляет мотивацией извлекающий образ. А сам образ возникает под влиянием стимула. Конечно, в качестве стимула может выступать и потребность, но не только. Например, судя по дружелюбному разговору, Баба-яга на момент встречи с девочкой была не очень голодная и уж точно не ждала девочку в качестве своего ужина.

А вот когда она ее такую аппетитную увидела (в качестве стимула здесь выступила ситуация), у нее возник извлекающий образ отличного нежданного ужина. Более того, она представила, как будет приятно слопать девочку не сразу, а предварительно пропарив ее в баньке (здесь в качестве стимула такого еще более аппетитного извлекающего образа уже выступали внутренние слова про баньку, которые Баба-яга произносила сначала про себя, а уже потом вслух своей работнице, рис. 2).

Baba_yaga_2.jpg 

Рис. 2. Модель извлекающих образов 

 

Девочка услыхала эти слова — сидит ни жива, ни мертва. Как ушла Баба-яга, она стала просить работницу: 
— Родимая моя! Ты не столько дрова в печи поджигай, сколько водой заливай, а воду решетом носи! — И ей подарила платочек.

Да, быстро у нас осваивают умение давать взятки. Тетя не дала девочке подходящего отката для работницы Бабы-яги, но девочка уже сама поняла, как единственным образом можно выжить в нашей стране, и сообразила подарить работнице свой платочек. Работница Бабы-яги, конечно же, обалдела от открывающихся возможностей использовать свое служебное положение в личных целях: вот так незаметно и появилась на Руси коррупция.

Работница баню топит, а Баба-яга проснулась, подошла к окошку и спрашивает: 
— Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая? 
— Тку, тетушка, тку, милая!

Давайте будем объективными: качество менеджмента у Бабы-яги было на относительно приемлемом уровне. Смотрите, как она спланировала свой ужин, как организовала его подготовку (делегировала задание пропарить девочку), при этом контроль бизнес-процесса оставила за собой. Что касается мотивации своих подчиненных, то об этом мы поговорим ниже.

Баба-яга опять спать легла, а девочка дала коту мясца и спрашивает: 
— Котик-братик, научи, как мне убежать отсюда.

Смотрите-ка! Оказывается, у Бабы-яги целая команда специалистов. Надеюсь, автор сказки предоставит нам возможность посмотреть, насколько слаженно эта команда работает. Девочка же продолжает раздавать взятки должностным лицам ― известно, что бездельников у Бабы-яги отродясь не было, каждый член ее команды выполнял какую-то важную функцию.

Кот говорит: 
— Вон на столе лежит полотенце да гребешок, возьми их и беги поскорее: не то Баба-яга съест! Будет за тобой гнаться Баба-яга — ты приложи ухо к земле. Как услышишь, что она близко, брось гребешок — вырастет густой дремучий лес. Пока она будет сквозь лес продираться, ты далеко убежишь. А опять услышишь погоню — брось полотенце: разольется широкая да глубокая река.

Судя по всему, кот в команде Бабы-яги играл роль Аналитика Стратега (по Белбину) ― ему для анализа было представлено два решения проблемы, что делать с девочкой ― слопать или спасти.

Здесь, вероятно, следует сделать некоторое отступление, чтобы не спеша разобраться, какая именно задача решалась в данной сказке.

По сути, автор сказки представляет проект, инициированный сестрой Бабы-яги, целью которого было извести ненавистную этой сестре девочку. В таком случае сестру Бабы-яги можно смело рассматривать в этом проекте как члена временной команды, выступающей в роли Генератора идеи. Ведь именно она придумала решение, позволяющее так остроумно справиться с этой задачей: Баба-яга съест девочку, и никаких улик преступления не останется, и алиби будет, и даже не возникнет подозрений, что она заказчица убийства, поскольку Бабя-яга съест без остатка и оплату за решение указанной задачи.

Однако перед командой Бабы-яги задача несколько шире (что недооценила сестра Бабы-яги, у которой ненависть к девочке затмила мозг). Чтобы в среде (включая сказочную) оставались сильные, работает закон естественного отбора. И потому слабых Баба-яга пожирала, а сильные, как известно из других сказок, выживают и выходят победителями, обогащенные опытом борьбы с нечистой силой.

Потому нет ничего удивительного в том, что кот ― важный герой сказки, играющий роль Аналитика Стратега в команде Бабы-яги, выполнив анализ ситуации, увидел, что предложенное сестрой Бабы-яги решение не самое оптимальное. Оно не решает стратегическую задачу ― создание условий со стороны нечистой силы по испытанию героев сказки для того, чтобы определиться, кому жить, а кого слопать.

А то, что кот Бабы-яги даже помог девочке советом и материально ― это тоже вписывается в решение сказочной задачи ― обеспечить сильным равные условия для борьбы. Потому кот, получив взятку и оказав посильную помощь девочке, по сути, не предал, как может показаться на первый взгляд, свою хозяйку. Он просто решал более широкую задачу ― обеспечение естественного отбора сказочных персонажей в условиях, где сильным обязательно дается шанс выжить. Увидев, что девочка владеет современным оружием ― давать правильную мзду кому нужно, он понял, что перед нечистой силой достойный противник ― молодой, но уже с наличием жизненного опыта выживания в России.

— Спасибо тебе, котик-братик! — говорит девочка. 
Поблагодарила она кота, взяла полотенце и гребешок и побежала. 
Бросились на нее собаки, хотели ее рвать, кусать — она им хлеба дала. Собаки ее и пропустили.

Отметим отличную реакцию девочки: она не стала уговаривать собак пощадить ее ― сразу дала взятку, как видим, умение давать взятки у нее перешло в разряд привычных действий, где уже работает бессознательное.

Следует отметить также, что взятка взятке рознь ― это важное дополнение автора сказки в теорию менеджмента. Собакам девочка дала просто хлебца, чтобы удовлетворить их естественную физиологическую потребность (по А. Маслоу, разумеется) в еде. А коту она отвалила кусок мясца. Вряд ли кот, как и собаки, был тоже очень голодным ― он же всегда рядом с печкой. И кусочек мяса, скорее всего, нужен был для того, чтобы похвастаться ему перед собаками, удовлетворив, таким образом, более высокую потребность (по А. Маслоу) ― в уважении со стороны коллег по команде.

Ворота заскрипели, хотели было захлопнуться — а девочка подлила им под пяточки маслица. Они ее и пропустили.

Ворота, запирающиеся перед носом любого желающего убежать от Бабы-яги, играли в ее команде роль Педанта, обеспечивающего доведение начатого (пусть и темного) дела до конца.

Березка зашумела, хотела ей глаза выстегать — девочка ее ленточкой перевязала. Березка ее и пропустила. 
Выбежала девочка и побежала что было мочи. Бежит и не оглядывается.

Ну, понятное дело, если задача березки в команде Бабы-яги ― выстегивать глаза тем, кто смог прорваться сквозь последнюю преграду ― ворота, то подвязывать ленточкой березу ― только создавать препятствия для выполнения ее функциональных обязанностей. Почему береза согласилась на это, узнаем чуть позже.

А кот тем временем сел у окна и принялся ткать. Не столько ткет, сколько путает! 
Проснулась Баба-яга и спрашивает: 
— Ткешь ли, племяннушка, ткешь ли, милая? 
А кот ей в ответ: 
— Тку, тетка, тку, милая! 
Бросилась Баба-яга в избушку и видит — девочки нету, а кот сидит, ткет. 
Принялась Баба-яга бить да ругать кота: 
— Ах ты, старый плут! Ах ты, злодей! Зачем выпустил девчонку? Почему глаза ей не выдрал? Почему лицо не поцарапал? 
А кот ей в ответ: 
— Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала!

Как видим, кот не просто укоряет Бабу-ягу, а всем читателям сказки рассказывает, насколько для управления командой важна правильная мотивация, об этом нельзя забывать. Баба-яга же, как следует из текста сказки, применяла административный стиль управления, а для управления своей командой использовала неэффективную мотивацию, основанную исключительно на страхе и принуждении.

Выбежала Баба-яга из избушки, накинулась на собак: 
— Почему девчонку не рвали, почему не кусали? 
Собаки ей говорят: 
— Мы тебе столько лет служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала! 
Подбежала Баба-яга к воротам: 
— Почему не скрипели, почему не хлопали? Зачем девчонку со двора выпустили? 
Ворота говорят: 
— Мы тебе столько лет служим, ты нам и водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела!

Судя по всему, благодаря произошедшим в сказке событиям в команде Бабы-яги сформировались новые правила ― брать взятку для каждого участника команды стало рядовой нормой. (Отметим, что всю историю гостевания девочки у Бабы-яги можно рассматривать как своеобразный полезный тренинг в экстремальных условиях: к его концу умение давать взятки девочка доводит до полного автоматизма, а выполнение нужных действий под управлением бессознательного ― это наивысший практический результат участника любого тренинга.)

Подскочила Баба-яга к березке: 
— Почему девчонке глаза не выстегала? 
Березка ей отвечает: 
— Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она мне ленточку подарила!

Скорее всего, когда березка получила ленточку, она удовлетворила потребность в самовыражении. Я уже отмечал выше, что повязывание веток березы ― это снижение эффективности бизнес-процесса по удержанию беглецов.

Стала Баба-яга ругать работницу: 
— Что же ты, такая-сякая, меня не разбудила, не позвала? Почему ее выпустила? 
Работница говорит: 
— Я тебе столько лет служу — никогда слова доброго от тебя не слыхала, а она платочек мне подарила, хорошо да ласково со мной разговаривала!

Здесь работница подчеркивает важную социальную потребность в общении, удовлетворение которой в команде Бабы-яги не было приоритетом.

Покричала Баба-яга, пошумела, потом села в ступу и помчалась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает... 
А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — Баба-яга гонится, и уж совсем близко... 
Достала девочка гребень и бросила через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают. 
Примчалась Баба-яга, стала грызть да ломать лес. Она грызет да ломает, а девочка дальше бежит. 
Много ли, мало ли времени прошло, приложила девочка ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — Баба-яга гонится, уж совсем близко. 
Взяла девочка полотенце и бросила через правое плечо. В тот же миг разлилась река — широкая-преширокая, глубокая-преглубокая! 
Подскочила Баба-яга к реке, от злости зубами заскрипела — не может через реку перебраться. 
Воротилась она домой, собрала своих быков и погнала к реке:

Как видим, отсутствие налаженных коммуникаций ― еще один недостаток в управлении командой Бабы-яги, ей самой пришлось возвращаться за быками. Вдумчивый читатель воскликнет: «Но тогда же не было мобильной связи, как еще Бабе-яге связаться с быками?» Не было, но кто мешал Бабе-яге включить в свою команду голубя? Он бы достаточно быстро обеспечил передачу задания быкам. Здесь важная рекомендация для руководителей: «Формируя команду и набирая на каждую командную роль подходящего участника, не забывайте о необходимости наличия полноты и функциональных ролей, чтобы обеспечить успешное выполнение задания!»

— Пейте, мои быки! Выпейте всю реку до дна! 
Стали быки пить, а вода в реке не убывает.

Судя по всему, быки в команде Бабы-яги играли роль Работников Команды (РК ― по Белбину). РК отличается тем, что цели команды ставит выше своих личных (взятки быки не брали), ну и некоторой ограниченностью ― какой же дурак будет пить воду из реки, это вам не искусственный пруд, у которого откачка воды приводит к уменьшению уровня воды в пруде.

Рассердилась Баба-яга, легла на берег, сама стала воду пить. Пила, пила, пила, пила, до тех пор пила, пока не лопнула.

Здесь читатель, наверняка уже подружившийся с Бабой-ягой и понимающий, что Баба-яга в определенной степени полезна, поскольку выполняет функцию своеобразного санитара сказочной страны, расстроится ― ему будет жалко злую бабушку. Не расстраивайтесь! После того как Бабя-яга лопнула, ее кусочки разлетелись по самым разным русским народным сказкам, так что она хотя и умерла, но вскоре воскресла во множестве других народных сказок. Более того, известно, что даже в каждом самом злом существе всегда есть кусочки доброго. Поэтому из некоторых кусочков Бабы-яги появились добрые бабы-ежки ― они помогают героям некоторых сказок победить зло во имя добра.

А девочка тем временем знай бежит да бежит. 
Вечером вернулся домой отец и спрашивает у жены: 
— А где же моя дочка? 
Баба говорит: 
— Она к тетушке пошла — иголочку да ниточку попросить, да вот задержалась что-то. 
Забеспокоился отец, хотел было идти дочку искать, а дочка домой прибежала, запыхалась, отдышаться не может. 
— Где ты была, дочка? — спрашивает отец. 
— Ах, батюшка! — отвечает девочка. — Меня мачеха посылала к своей сестре, а сестра ее — Баба-яга, костяная нога. Она меня съесть хотела. Насилу я от нее убежала! 
Как узнал все это отец, рассердился он на злую бабу и выгнал ее грязным помелом вон из дому. И стал он жить вдвоем с дочкой, дружно да хорошо. 
Здесь и сказке конец.

Как видим, одна из главных причин проблем Бабы-яги ― это недостатки менеджмента в управлении ее командой.

Отсюда полезный вывод для топ-менеджеров: создавая команду, удачно распределяя в ней роли между участниками, достигая высокой сплоченности и доверия внутри команды, не забывайте, что команда должна эффективно управляться. Необходимо обеспечение всех функций управления: не только планирования, принятия решений, организации и контроля, но и мотивации и коммуникации.

Более того. Как видим, недостаток знаний в области менеджмента, в частности недостаток современных знаний о процессе мотивации, привел в сказке к необходимости давать взятки должностным лицам. Если бы родная тетя девочки вместо рекомендации своей племяннице «совать взятки всем подряд» рекомендовала бы использовать научный менеджмент, сказка могла развиваться совсем по другому сценарию. Зная о том, что нами управляет извлекающий образ, который можно стимулировать не только потребностью и ситуацией, но и словом, девочка могла бы эти знания успешно использовать в общении с Бабой-ягой. Она могла бы рассказать сестре своей мачехи, что историю про ее путешествие к Бабе-яге за иголкой с ниткой автор скоро опишет в своей сказке. И если Баба-яга выступит в этой сказке мудрой бабушкой, не идущей ради удовлетворения низменных потребностей на преступление, ее, Бабу-ягу, будут почитать как мудрую старуху многие годы. И образ мудрой и доброй бабушки в голове у Бабы-яги мог бы вытеснить образ вкусного ужина и привести к совсем другим результатам ее последующих действий.

По-моему, все просто: прилежно изучайте современный менеджмент, и тогда у вас все получится без взяток!