Фурье Франсуа Мари Шарль родился в купеческой семье, учился, окончил среднюю школу, работал в торговых домах, усердно занимался самообразованием. На мировоззрении
Фурье отразилось его глубокое разочарование в результатах Великой французской революции.
Признаки разложения современной ему цивилизации Фурье усматривает в беспорядке и анархии, которые повинны в недостатке продуктов для пропитания всего населения
земного шара. Переход от одного социального строя к другому, согласно Фурье, совершается прежде всего под влиянием развития производства.
В системе Фурье сохранялись частная собственность, классы и нетрудовой доход. Для успеха нового общества, считал Фурье, необходим рост производительности труда,
обеспечивающий богатство для всех, для чего общественный доход должен распределяться соответственно: капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12). С укреплением и развитием строя ассоциации эти
пропорции, как предполагал Фурье, будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создает, по Фурье, крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с
промышленным производством. Это соединение произойдет в первичных ячейках общества - “фалангах”, располагающихся в огромных дворцах - “фаланстерах”.
Важнейшей принципиальной чертой концепции Фурье являлось то обстоятельство, что общая собственность ассоциации, принадлежащая фаланге, не уничтожала частной
собственности.
Ассоциации чужда система наемного труда. Все трудящиеся ассоциации — ее члены. Но не следует думать, что режим ассоциации — режим равенства. Фурье — решительный
противник "химеры" равенства. Основным недостатком других проектов общественного преобразования он считает именно их стремление к равенству. Экономическое равенство, по его мнению, несовместимо
со свободой. Режиму гармонии чужды единообразие и уравнительность. Среди членов каждой фаланги должны быть и богатые и бедные.
Никакого жалованья, никакой заработной платы никто в фаланге не получает. Фаланга знает только соучастников, делящих между собой общие доходы. Как капиталист в
фаланге в силу привлекательности труда становится соучастником трудового процесса, так и трудящийся имеет возможность стать после более или менее длительного срока пайщиком. Фурье предполагает,
что доходы фаланги будут настолько велики, что каждый ее член сможет при желании делать сбережения и приобретать на них паи фаланги. Какова бы ни была приобретенная им доля акции, все же он будет
уже чувствовать себя собственником. Цель не в том, чтобы уничтожить собственность, утверждает Фурье, а в том, чтобы наемников превратить в собственников. Интересен такой пример. Осенью 1833 года
в Париже группа токарей-мебельщиков, не добившись от хозяев повышения заработной платы, создала свою независимую артель и стала продавать продукцию без торговых посредников. Почин мебельщиков
поддержали сапожники. Вслед за ними создали свои объединения каретники и кожевники.
В декабре 1833 года на улицах Парижа можно было встретить “глашатая”, который, размахивая над головой веером маленьких брошюр, выкрикивал их названия. Брошюры
призывали рабочих создавать кооперативные ассоциации, которые в обществе будущего станут владеть орудиями труда и государственным кредитом.
В начале 40-х годов XIX века (Фурье не доживает до этого времени) в Америке было создано около... 20 тысяч фаланстеров. Правда, в результате эти акционерные
объединения оказались весьма далеки от идей Фурье, но изначально они создавались по принципам ассоциации, с учетом разнообразия интересов, привлекательных форм труда, задач всеобщего
воспитания.
Фаланстеры Фурье являлись наиболее разработанной практической мерой в деле применения этой системы. Горячие последователи этого выдающегося мыслителя делали
несколько раз попытки осуществить в жизни планы своего учителя, но такого рода попытки всегда кончались неудачами. Научный анализ показал вскоре, что другого конца все предприятия этого рода не
могут и ждать.