А началось всё с того, что П.В. Анненков, в будущем известный писатель, в 1843 году приехав из-за границы в Россию, заметил живой интерес российской интеллигенции к социалистическим и кооперативным идеям Фурье, к французской социалистической литературе. Позже, Герцен также выражает симпатию к фурьеризму. Буташевич-Петрашевский, который также был увлечён идеями Фурье, в 1845 году начал издавать "Словарь иностранных слов", в котором предполагалось раскрывать сущность социалистических идей Фурье. В это время из под пера Буташевич-Петрашевского стали появляться статьи, в которых излагался взгляд Фурье о распределении произведённых ценностей между представителями капитала, труда и таланта. Создавались кружки, где обсуждались и пропагандировались идеи и система Фурье, читали фурьеристов Консидерана, изучали кооперативные идеи Роберта Оуэна. Высказывалась мысль об обращении к правительству с просьбой помочь деньгами на учреждение общества для изучения и распространения идей Фурье. Петрашевский полагал, что было бы весьма полезной мерой со стороны правительства, если бы оно дало средства на устройство первого фаланстера.



Однако в полной мере развить поддержку идей Фурье в России Буташевич-Петрашевскому не удалось. Власти, понимая опасность таких тенденций разгромили кружок петрашевцев, а его самого арестовали. На допросе Петрашевский показал, что он "желал полной и совершенной реформы быта общественного" и фаланстер Фурье считал ключом, пробным камнем такой реформы. Петрашевский был уверен, что "будет время, когда все в обществе и природе придет в стройную гармонию; труда тяжкого, удручительного не будет" и что "всякий акт жизни человеческой будет актом наслаждения". Фаланстер Фурье, т. е. организация работ в общине, вполне разрешает вопрос о том, "как поставить человека в правильное отношение к самому себе, к обществу, к целому человечеству и к природе".

Часть русской интеллигенции поддерживала идеи Фурье. К ним можно отнести В.А. Милютина, М.Е. Салтыкова, Д. Д. Ахшарумова, М. Юрьина, Ф. А. Бибикова, Н.Г. Чернышевского. Согласно взглядам Фурье, Чернышевский указывает на преувеличенное значение торговли в современном обществе и важные недостатки в ее организации. В романе "Что делать", в четвертом сне Веры Павловны, Чернышевский прямо изображает фаланстер Фурье.

Идеи Фурье, их влияние сказывалось во взглядах Буташевич-Петрашевского и Чернышевского как на экономическую жизнь, так и на семью и нравственность.