В современных условиях хозяйствования для потребительской кооперации важной проблемой является осмысление её роли и места в современном обществе, а также привлечение внимания к социальной миссии потребительской кооперации.

Двадцать первый век – век, когда лавинно нарастают процессы глобализации в социально-экономической и политической сферах. Роль транснациональных корпораций усиливается. Всемирная торговая организация, членом которой мы недавно стали, добивается устранения оставшихся национальных барьеров в области международной торговли. В мире, где финансовый кризис постоянно угрожает развитию экономик разных стран, конкуренция обостряется в разы. Одновременно идет расслоение общества на бедных и богатых. В России по объективным причинам нарастает социальная напряженность в сельской местности. В сложившейся ситуации долг кооператоров – помочь людям выжить, наладить нормальную жизнь. В связи с этим развитие потребительской кооперации в России становиться актуальным. Один из наиболее выдающихся идеологов кооперации А.В. Чаянов в своих работах справедливо отмечал: «История нас учит, что кооперация для своего развития нуждается в определенных экономических, бытовых и психологических условиях. Там, где этих условий нет, кооперация обречена с самого начала на гибель. Там, где они существуют, мощь кооперации может оказаться исключительной».

В условиях современной реальности на первый план выходят социальные проблемы, с решением которых напрямую связано и хозяйственное развитие организаций потребительской кооперации – ведь о работе потребкооперации люди судят по ее участию в их жизни. Игнорирование кооперативных ценностей, Закона о потребительской кооперации, забвение социальной миссии потребительской кооперации ведут к бесконтрольности снизу, безнаказанности сверху, к вырождению кооперативной сущности и, в конечном итоге, к сдерживанию развития хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации. Круг интересов, охватываемых потребительской кооперацией, условно может быть разделен на две сферы: с одной стороны – отрасли и направления хозяйственной деятельности, с другой – направления, отражающие ее социальную ориентированность.

За последние десятилетия укоренилось представление о том, что потребительская кооперация выполняет чисто хозяйственные функции, а социальной миссии практически не придавалось значения. Однако такое представление в корне неверно – решение хозяйственных задач, безусловно, связано с удовлетворением нужд и потребностей пайщиков, но при этом потребительская кооперация призвана выполнять социальную миссию, включающую присущие исключительно кооперации черты, такие как демократия, главенствующая роль пайщиков, автономия и независимость, взаимоподдержка, просветительская деятельность, а также борьба с бедностью, предоставление людям работы, забота о нетрудоспособных, инвалидах, пенсионерах, привлечение в органы управления и контроля женщин и молодежи и многое другое.

В современных условиях назрела необходимость адаптации системы потребительской кооперации с целью ее приспособления к новым условиям хозяйствования, завоевания на рынке утраченных позиций и усиления социальной значимости. При этом необходимо стремиться к сохранению кооперативных принципов и ценностей, формированию эффективного механизма взаимоотношений как с государством и другими участниками рынка, так и между субъектами внутри системы.

В формировании экономических и социальных результатов многоотраслевой хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации особую актуальность приобретает стратегический управленческий учет и внутренний контроль.

Обеспечение эффективности и масштабности деятельности является важнейшим условием, необходимым для сохранения кооперативной самобытности, реализации социальной миссии потребительской кооперации. Основная задача любой кооперативной организации (потребительского общества или союза) состоит в удовлетворении социально-экономических потребностей сельского населения. Решить эту сложную задачу в полной мере могут только эффективно функционирующие кооперативные организации. В связи с этим необходимо направлять усилия на укрепление экономического потенциала, достижение финансовой независимости, финансовой устойчивости кооперативных организаций. Решение этой задачи в условиях возрастающей конкуренции требует профессионального, комплексного управления как отдельным субъектом внутри системы, так и системой потребительской кооперации в целом.

Эффективное управление, как известно, основывается на релевантной информации, формируемой в системе бухгалтерского учета и контроля. Очевидно, что система бухгалтерского учета и контроля, существующая на данный момент в организациях потребительской кооперации на всех ее организационно-управленческих уровнях, не удовлетворяет современным требованиям и нуждается в пересмотре и совершенствовании. Наиболее оптимальным вариантом совершенствования учетной системы в организациях потребительской кооперации является внедрение стратегического управленческого учета и внутреннего контроля.