Образовательная и просветительная деятельность в кооперации должна определяться как общее образование и ещё многое другое. В процессе получения образования, передаётся накопленный поколениями кооператоров опыт кооперативного движения и ведение кооперативной деятельности. Образовательная и просветительная деятельность в кооперации развивает у пайщиков и членов кооперативов способности и мастерство, расширяет их кругозор. Таким образом, образование в кооперативном понимании является процессом, происходящим в течение всей жизни.
Образование кооператоров в кооперативном понимании может служить школа в г. Ним, что во Франции. Школа была одним из первых проявлений заботы о теоретическом и практическом обучении членов кооперативов и их руководства. Она была открыта в 1886 году как кружок рабочих под руководством Августа Фабра и Эдуара де Буава, позднее к кружку присоединился Шарль Жид, который и стал его фактическим руководителем. А кружок под его руководством стал интеллектуальным центром кооперативов, кооперативного движения.
В качестве других ранних шагов в направлении образования можно упомянуть учреждение среднего специального кооперативного учебного заведения в австро-венгерской Словении в 1901 году, создание учебной группы по кооперации в Галле в Германии в 1911 году, Социальный аргентинский музей в Аргентине в том же году и кооперативную школу в колледже святого Фомы Аквинского в Квебеке в 1916 году. Сразу же в послевоенные годы первый кооперативный колледж был учрежден в Рейкьявике, Исландия, в 1918 году, кооперативный колледж Великобритании и Фонд Горация Планкетта для исследований в области кооперации в 1919 году, школа для немецких потребительских кооперативов в 1920 году и первые шведские научно- исследовательские группы в том же году.
В число прочих подобных организаций, созданных в период между двумя мировыми войнами, входят различные учреждения осуществляющие образование кооператоров, среди которых - Американский институт кооперации (1925), Специальная кооперативная школа во Франции (1926), Промышленная кооперативная школа в Японии, передовой кооперативный колледж в Швеции (1927), кооперативный колледж в Дании (1932), Институт по исследованию сущности кооперации во Франкфурте (1937), Кооперативный институт Перу (1940), Шахабский кооперативный институт в Иране (1942), Кооперативный колледж Западной Нигерии (1943) и Кооперативный институт города Сиднея в Австралии (1945).
Следует заметить, что в промышленно развитых странах в настоящее время создана сеть кооперативных профессиональных учебных заведений осуществляющих образовательную и просветительную деятельность. Среди них - Кооперативный колледж в Лафборо (Великобритания), международные кооперативные курсы в Висконсинском университете в Мэдисоне (США), в Институте Коади, в университетах сэра Джорджа Вильямса и Шербрука (Канада), во французском Институте кооперации в Париже, ИДАКА в Токио, в кооперативных учебных и исследовательских институтах Москвы, Варшавы, Будапешта и Праги, в Шведском кооперативном центре, в фондах Фридриха Эберта, Конрада Аденауэра и Наумана, в Научном кооперативном центре ФРГ, в Афро-Азиатском институте в Израиле и в таких же учреждениях Индии и Филиппин, а также в других кооперативных учебных заведениях в различных странах.