О влиянии анархо-коммунальных идей

Академик Михаил Иванович Туган-Барановский, как историк и общественный деятель, гл. редактор журнала "Вестник кооперации" так писал о кооперации и кооперативах:


"Кооперативный идеал вполне совпадает с идеалом совершенного анархизма. Кооперация отрицает какую бы то ни было власть человека над человеком, власть большинства над меньшинством совершенно так же, как и власть меньшинства над большинством.

Кооперация вполне свободна — кооператив никого не принуждает вступать в члены кооператива и никого не задерживает в своей среде. Всякий столь же свободно входит в кооператив, как и уходит из него.

В кооперативе нет принудительной власти. Правление, избранное членами, отнюдь не является такой властью, ибо каждый может избавиться от подчинения данному правлению, выйдя из кооператива. В этом существенное принципиальное и основное различие между правлением и правительством". (Социальные основы кооперации.-М.,1903.).

Эджертон Ульям, профессор Индианского университета, США в статье "Толстой и толстовцы" о характере всемирного общественного влияния Л.Н. Толстого отмечал: "Во многих странах делались попытки воплотить в жизнь толстовские религиозные принципы путём создания кооперативных сельскохозяйственных поселений. Большинство этих попыток — например, в Англии, Голландии, Венгрии, Швейцарии, США, Японии и Чили — потерпели неудачу главным образом из-за того, что их участники не имели практического опыта ведения сельского хозяйства (большинство их составляли пришедшие из городов интеллектуалы). Если мы хотим правильно понять характер всемирного общественного влияния Толстого, нам необходимо освободиться от предвзятости и тщательно изучить его мысли о Боге, Нагорной проповеди, непротивлении злу силою — словом, все то, что можно назвать толстовской проповедью христианского анархизма. (Толстой и толстовцы//Новый мир.-1989.-№3).

Интересный взгляд на создание больших коммун у профессора университета Израильского города Хайфа, Яссура Аврахама. В своей статье "Идеи Кропоткина и еврейское кооперативное движение", он писал: "...Трумпельдор выступал в начале XX века за создание больших коммун, и его имя до сих пор носит одно из больших коммунальных объединений в Израиле — кибуц. В развитии кибуца проявилось влияние анархо-коммунальных идей Кропоткина. В основе идеи кибуца лежит кропоткинская модель нового общества, которое "поймёт, что солидарность — это великий двигатель, увеличивающий в сто раз энергию и творческую силу человека" ("Хлеб и воля").

…В своей книге "Революция" Ландауэр критиковал социал- демократический марксизм и пытался выработать свой синтез идей взаимопомощи Прудона, морального пацифизма Толстого и того, чему он научился у Кропоткина: взаимная помощь, сочетание физического и умственного труда, сельского хозяйства и промышленности, самоуправление общин и т.д. Он разработал кооперативную модель, основанную на идеях солидарности и общности производства на национализированной земле. Бубер назвал эту модель "всеобъемлющим кооперативом" и увидел в нем высшую форму кооперации.<...>

Мартин Бубер был учеником и другом Ландауэра; он разработал свою концепцию "минимального государства" и добровольных коммунальных поселений (Gemeinden), основанных на взаимности экономических интересов, равенстве и братстве духовных связей. В основном это центральная идея современного кибуца, который пытается осуществить равенство и свободу посредством добровольной солидарности и духовного союза.

В своей известной книге "Тропами утопии" Бубер объясняет причины сильного влияния Кропоткина на его воззрения.<...>

Бубер, как и Кропоткин в книге "Современная наука и анархия", поставил следующую альтернативу: "Коммунизм может быть подначальным, и в таком случае община неизбежно гибнет; и он может быть вольным, и привести в таком случае... к зарождению новой цивилизации". Под влиянием Ландауэра и Бубера кооперативные общины Израиля были образованы в духе идеалов Кропоткина и его представлений об аграрно-индустриальных и анархо-коммунальных поселениях.

…Ландауэр и Бубер были очень влиятельны в среде молодых эмигрантов, прибывших в Палестину из Галиции, Австрии и Германии и основавших кибуцы в духе их идей. Но, безусловно, здесь сказалось и прямое влияние коммунальных идей Кропоткина. <...>

Группа Трумпельдора, находясь под этим влиянием и будучи знакома с теориями русской сельской общины и артели, основала крупные кибуцы, объединённые в Национальный федеративный союз. Лидеры этого направления были, как правило, выходцами из России (Табенкин, Левкович, Левите и др.).

Это их усилиями были изданы на иврите сочинения Кропоткина ("Взаимная помощь", "Записки революционера" в разных изданиях и "Великая Французская революция"; книга "Завоевание хлеба" осталась в рукописном переводе). Эти крупные кибуцы существуют и поныне. Часть разочарованных действительностью возвратилась в Советский Союз и создала в Крыму коммуну (1926), которая исчезла без следа в первые годы сталинского террора. (Идеи Кропоткина и еврейское кооперативное движение//Вопросы философии.-1994.- №4. С.164-167.).

 

 

Лауреат Нобелевской премии по литературе Александр Исаевич Солженицын:


"... В 1929 посадили всех сплошь членов коммуны между Сочи и Хостой. Все у них было по-коммунистически - и производство и распределение, и все так честно, как страна не достигнет и за сто лет, но, увы, слишком они были грамотны, начитанны в религиозной литературе, и не безбожие было их философией, а смесь баптизма, толстовства и йоговства. Стало быть, такая коммуна была преступна и не могла принести народу счастья. (Новый мир. -1989. - №8. С.34-35.).