Рассказывая о кооперативах и кооперативном движении в Западной Европе, нам стоит остановиться на шведской модели потребительской кооперации.

Для кооперации Швеции характерна централизация управления хозяйственной деятельностью при сохранении демократических прав членов. В потребительских кооперативах Швеции отмечается четкое разграничение прав и обязанностей представительных и исполнительных органов; широкая система льгот для членов; активное участие юридического лица в защите прав участников и охране окружающей среды; широкомасштабное привлечение денежных средств участников для формирования собственных оборотных средств.

Деятельность кооперации строится на кооперативных принципах:

демократичный характер управления, основанный на равноправии членов и построении организационной структуры системы кооперативов снизу вверх;

недопустимость обогащения одних членов кооперативов за счет других;

справедливое распределение прибыли между членами пропорционально экономическому участию при обязательном отчислении в фонды кооперативов;

ограниченный процент начислений на паевой капитал.

Высокая степень централизации хозяйственных функций дает возможность реально влиять на уровень цен, ассортимент и качество товаров.

Правления всех уровней в шведской потребкооперации состоят в основном из выборных лиц, не являющихся штатными работниками. Они принимают стратегические решения, утверждают бюджет, выполняют контрольные функции. Наиболее массовыми формами участия пайщиков в управлении и контроле являются комитеты (советы) и комиссии при магазинах.

Для пайщиков потребкооперации в Швеции создана эффективная и гибкая система льгот. Каждая крона, потраченная на покупку товаров в кооперативных магазинах Швеции, приносит пайщику одно очко. Учет покупок ведется через компьютерную сеть централизованно и охватывает все кооперативные магазины независимо от места их размещения. При достижении 30 тыс. очков устанавливается скидка (бонус) в размере 4,5 % от стоимости покупок. Для членов потребко­операции выпущено более 3 млн. пластиковых карточек. Они используются как способ платежа и накопления средств, по депозитным вкладам владельцам пластиковых карточек выплачивается до 5 % годовых, что больше, чем в любом коммерческом банке. Применяются разнообразные формы скидок. Каждому члену потребительского кооператива выдается купон с указанием видов товаров, размеров скидок (от 5 до 25 %) и времени реализации товаров со скидками (обычно четыре раза в год). Существуют также магазины-дискаунты, где цены на 10—15 % ниже.

Весьма высока степень экономического участия членов в работе своих обществ. Для более эффективного привлечения денежных средств пайщиков создана система спаркасс (сберегательных касс). В магазине кассир, принимающий плату за товары, одновременно выполняет функции оператора спаркассы, что упрощает и удешевляет процесс привлечения денежных средств. По вкладам в спаркассы выдаются дивиденды на 1 — 1,5 % выше, чем в коммерческих банках. Благодаря такой системе доля средств членов в общем объеме используемых потребкооперацией финансов в 1996 г. составляла 19 %, в то время как заемных средств — 14 %.

Наряду с розничной торговлей потребительские кооперативы Швеции осуществляли большой объем производственной деятельности. В рамках Шведской Кооперативной Организации функционировали крупные мукомольные, хлебопекарные, консервные, пивоваренные заводы, мясокомбинаты, предприятия по производству маргарина, растительного масла, безалкогольных напитков, текстильные, обувные, швейные фабрики, завод автокранов, предприятия, выпускавшие широкий ассортимент пластмассовых, резиновых, фарфорово-керамических изделий, строительных материалов и т.д. Половина производившейся продукции стабильно шла на экспорт.

Одной из особенностей потребительской кооперации Швеции является семейное членство: все взрослые члены семьи получают паевые книжки под одним номером. Все они пользуются предоставляемыми кооперацией льготами, при этом число членов кооператива равно числу семей. В организационной работе с пайщиками, при проведении собраний, отчетно-выборных кампаний семейное членство значительно облегчает весь комплекс работ.

Во второй половине 1990-х годов общее число пайщиков потребительских кооперативов Швеции составляло 2,2 млн., они объединялись в 102 общества, имевших 105 магазинов и около 500 заправочных станций.