Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В настоящей статье мы представляем подробную пошаговую инструкцию по созданию и регистрации потребительского кооператива с учетом новых правил, этапы создания и регистрации потребительского кооператива, особенности создания НКО именно в данной форме, о создании гаражного кооператива как разновидности потребительского кооператива. Потребительский кооператив является основанной на членстве некоммерческой организацией. При этом он обладает некоторыми чертами коммерческих юридических лиц, поскольку создается для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов путем предоставления им жилья, займов, а также оказания иных услуг. Это обусловливает специфику создания, деятельности и прекращения деятельности таких юридических лиц. Для начала отметим важную особенность потребительского кооператива, его отличие от других некоммерческих организаций. Статья 123.3 ГК РФ предусматривает, что в течение 3 месяцев после утверждения ежегодного баланса члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов, при этом члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Законодательством предусматриваются следующие виды потребительских кооперативов:
Деятельность специализированных кооперативов регулируется указанными специальными законами, которые устанавливают особенности создания, деятельности, а также прекращения деятельности соответствующих юридических лиц. Действие этих законов, как правило, распространяется только на определенные виды кооперативов. В то же время практика показывает, что сходство в правовом статусе кооперативов разных видов позволяет прибегать к аналогии закона в том случае, когда действующим законодательством не урегулированы отношения, связанные с деятельностью кооператива конкретного вида.
Специальные законы устанавливают следующие требования к составу учредителей:
Поэтому когда человек слышит - ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ, он вполне может запутаться во всём многообразии предлагаемой информации. Но...базовым для всех этих законов является Закон о потребительских обществах, их союзах ФЗ 3085-1, от 19 июня 1992 года. И он, по моему мнению, является наиболее емким и гибким для самого главного, ради чего объединяются - для удовлетворения потребностей. Минимизации затратной части нашего существования, накопления положительного, увеличения количественного и качественного продукта для собственного потребления (в самом хорошем смысле этого слова).
Где деньги Зин? Или зачем народу вообще нужна кооперация...
Как утверждает видный сподвижник кооперативного движения, В.Б. Шишкин, потребительская кооперация даёт возможность перевернуть «с ног на голову» (или, наоборот «с головы на ноги») обычные устоявшиеся представления людей о прибыли, доходности, «% годовых» и т.д. И это имеется в виду для конечного массового потребителя – физических лиц.
Когда человек (физ. лицо) относит свои деньги в банк и размещает их на депозите, он имеет, например, 8-10% годовых.
Когда он авансирует собственные потребности через потребительскую кооперацию, он может иметь 50%-100% годовых и более!
Конечно, чтобы это «донести» до конечного потребителя, организаторам ПО/ПК придется потратить «силы и средства», а также организационные способности, однако, «игра стоит свеч».
Необходимо объяснять конечному потребителю, почему он имеет возможность именно в НПО/НПК получить по 100=, а не по 150= или 200=, как в коммерческих структурах.
А связано это с тем, что здесь нет торговли, нет отношений продавец-покупатель, здесь все делается «в складчину», путем авансирования производства и доставки товаров/имущества, а также авансирования поставщиков услуг. Именно поэтому и получается «на выходе» более привлекательная цена для пайщика-потребителя, говоря «языком потребкооперации» — «потребительская выгода» (не путать с материальной выгодой физ. лиц!).
И в этой «складчине» задействованы все пайщики-потребители, а также пайщики-инвесторы в той мере и в тех суммах, которые они посчитают нужным.
Кроме всего прочего, «складчина» — это один из основных элементов «отстройки» от торговой деятельности.
В настоящее время крупнейшие торговые сети, по различным источникам, делают «умопомрачительные наценки» на товары, которые выставляют на своих полках (и это еще без учета всяких сборов «за вход в сеть»).
Приведу только 2 примера:
А). По информации от моего знакомого, занимающегося кооперацией, с их пекарен, расположенных на территории региона, одна их крупных торговых сетей готова была забирать хлеб (на реализацию!) и выставлять в своих магазинах с наценкой не менее, чем 200%! (Сделка не состоялась).
Б). Известный ролик с парламентских слушаний комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 31.03.2017г. на тему: «Как торговые сети наживаются на населении в кризис продуктового эмбарго?»:
Данная ситуация даёт хорошую возможность «донести» до конечного массового потребителя (физ. лиц) идею «настоящей» потребительской кооперации. Идея эта заключается в том, что потребитель авансирует производителя и за это получает продукцию/товар«ниже рынка» (т.е. имеет скидку от рыночной цены, зафиксировав цену на продукцию/товар в момент оплаты аванса).
А производитель на заёмные средства с нулевой %-ной ставкой производит товар/продукцию, фактически продав её часть(которая авансирована) в момент получения аванса.
Естественно, излишек производитель продаёт уже по рыночным ценам и тому, кому захочет.
Чтобы потребителю получить 50% годовых (а не 8-10% как в банке), достаточно авансировать производителя на 1 месяц и получать скидку в 4%.
При более длительных циклах производства (полгода или год), нужно уже договариваться на скидку 20% (полгода) или 33,3% (год).
Если кто-то считает, что «таких скидок не дадут», пересмотрите видеоролик (выше). И учтите, что те наценки, о которых говорится в видеоролике, торговые сети имеют при получении товара «на реализацию», а не авансируя его производство. Просто потому, что производителю «деваться некуда»!
С другой стороны, для возрождения «настоящей» потребительской кооперации в России «засилье сетей» является благоприятным моментом. Мелкие и средние товаропроизводители, в большинстве своём, не имеют доступа в крупные торговые сети, поэтому с удовольствием пойдут на сотрудничество со структурой (например, объединением кооперативных организаций), которая их ещё и авансировать будет, и в плановом порядке заказы размещать у них, и сырьё помогать перерабатывать, и товар «забирать», и «обратную связь» с конечным потребителем организовывать.
Естественно, с точки зрения потребителей, кроме цены, важно ещё и качество продукции/товара.
Но этот вопрос (качества) необходимо рассматривать через призму защиты прав потребителей, потому что альянс общественного контроля и кооперации виден невооруженным взглядом.