Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В настоящей статье мы представляем подробную пошаговую инструкцию по созданию и регистрации потребительского кооператива с учетом новых правил, этапы создания и регистрации потребительского кооператива, особенности создания НКО именно в данной форме, о создании гаражного кооператива как разновидности потребительского кооператива. Потребительский кооператив является основанной на членстве некоммерческой организацией. При этом он обладает некоторыми чертами коммерческих юридических лиц, поскольку создается для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов путем предоставления им жилья, займов, а также оказания иных услуг. Это обусловливает специфику создания, деятельности и прекращения деятельности таких юридических лиц. Для начала отметим важную особенность потребительского кооператива, его отличие от других некоммерческих организаций. Статья 123.3 ГК РФ предусматривает, что в течение 3 месяцев после утверждения ежегодного баланса члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов, при этом члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.      

 

Законодательством предусматриваются следующие виды потребительских кооперативов:

  • потребительские общества (Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1”О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”);
  • жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы (ст. 110 Жилищного кодекса РФ);
  • жилищные накопительные кооперативы (Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ “О жилищных накопительных кооперативах”);
  • общества взаимного страхования (ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 № 286-ФЗ “О взаимном страховании”);
  • кредитные кооперативы (Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ “О кредитной кооперации”);
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (ст. 4 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”);
  • фонды проката (п. 1 ч. 3 ст. 50 ГК РФ).

Деятельность специализированных кооперативов регулируется указанными специальными законами, которые устанавливают особенности создания, деятельности, а также прекращения деятельности соответствующих юридических лиц. Действие этих законов, как правило, распространяется только на определенные виды кооперативов. В то же время практика показывает, что сходство в правовом статусе кооперативов разных видов позволяет прибегать к аналогии закона в том случае, когда действующим законодательством не урегулированы отношения, связанные с деятельностью кооператива конкретного вида.

Специальные законы устанавливают следующие требования к составу учредителей:

  • для кредитной кооперации -  не менее чем 15 физических лиц, или 5 юридических лиц, или 7 учредителей, если состав смешанный;
  • для жилищного накопительного кооператива -  не менее 50 и не более 5 000 человек;
  • для общества взаимного страхования: не менее 5 и не более 2000 физических лиц или не менее 3 и не более 500 юридических лиц;
  • для потребительских обществ(кооперативов) -  не менее 5 граждан, достигших 16 лет, и (или) 3 юридических лиц;
  • для жилищного, жилищно-строительного кооператива - не менее 5 учредителей,  но количество учредителей не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме (учредителями могут быть граждане, достигшие 16 лет, и юридические лица в установленном законом порядке).

Поэтому когда человек слышит - ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ, он вполне может запутаться во всём многообразии предлагаемой информации. Но...базовым для всех этих законов является Закон о потребительских обществах, их союзах ФЗ 3085-1, от 19 июня 1992 года. И он, по моему мнению, является наиболее емким и гибким для самого главного, ради чего объединяются  - для удовлетворения потребностей. Минимизации затратной части нашего существования, накопления положительного, увеличения количественного и качественного продукта для собственного потребления (в самом хорошем смысле этого слова).

   Где деньги Зин? Или зачем народу вообще нужна кооперация...

 

     Как утверждает видный сподвижник кооперативного движения, В.Б. Шишкин, потребительская кооперация даёт возможность перевернуть «с ног на голову» (или, наоборот «с головы на ноги») обычные устоявшиеся представления людей о прибыли, доходности, «% годовых» и т.д. И это имеется в виду для конечного массового потребителя – физических лиц.

Когда человек (физ. лицо) относит свои деньги в банк и размещает их на депозите, он имеет, например, 8-10% годовых.

Когда он авансирует собственные потребности через потребительскую кооперацию, он может иметь 50%-100% годовых и более!

Конечно, чтобы это «донести» до конечного потребителя, организаторам ПО/ПК придется потратить «силы и средства», а также организационные способности, однако, «игра стоит свеч».

Необходимо объяснять конечному потребителю, почему он имеет возможность именно в НПО/НПК получить по 100=, а не по 150= или 200=, как в коммерческих структурах.

А связано это с тем, что здесь нет торговли, нет отношений продавец-покупатель, здесь все делается «в складчину», путем авансирования производства и доставки товаров/имущества, а также авансирования поставщиков услуг. Именно поэтому и получается «на выходе» более привлекательная цена для пайщика-потребителя, говоря «языком потребкооперации» — «потребительская выгода» (не путать с материальной выгодой физ. лиц!).

И в этой «складчине» задействованы все пайщики-потребители, а также пайщики-инвесторы в той мере и в тех суммах, которые они посчитают нужным.

Кроме всего прочего, «складчина» — это один из основных элементов «отстройки» от торговой деятельности.

В настоящее время крупнейшие торговые сети, по различным источникам, делают «умопомрачительные наценки» на товары, которые выставляют на своих полках (и это еще без учета всяких сборов «за вход в сеть»).

Приведу только 2 примера:

А). По информации от моего знакомого, занимающегося кооперацией, с их пекарен, расположенных на территории региона, одна их крупных торговых сетей готова была забирать хлеб (на реализацию!) и выставлять в своих магазинах с наценкой не менее, чем 200%! (Сделка не состоялась).

 

Б). Известный ролик с парламентских слушаний комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 31.03.2017г. на тему: «Как торговые сети наживаются на населении в кризис продуктового эмбарго?»:

     Данная ситуация даёт хорошую возможность «донести» до конечного массового потребителя (физ. лиц) идею «настоящей» потребительской кооперации. Идея эта заключается в том, что потребитель авансирует производителя и за это получает продукцию/товар«ниже рынка» (т.е. имеет скидку от рыночной цены, зафиксировав цену на продукцию/товар в момент оплаты аванса).

А производитель на заёмные средства с нулевой %-ной ставкой производит товар/продукцию, фактически продав её часть(которая авансирована) в момент получения аванса.

     Естественно, излишек производитель продаёт уже по рыночным ценам и тому, кому захочет.

Чтобы потребителю получить 50% годовых (а не 8-10% как в банке), достаточно авансировать производителя на 1 месяц и получать скидку в 4%.

При более длительных циклах производства (полгода или год), нужно уже договариваться на скидку 20% (полгода) или 33,3% (год).

     Если кто-то считает, что «таких скидок не дадут», пересмотрите видеоролик (выше). И учтите, что те наценки, о которых говорится в видеоролике, торговые сети имеют при получении товара «на реализацию», а не авансируя его производство. Просто потому, что производителю «деваться некуда»!

     С другой стороны, для возрождения «настоящей» потребительской кооперации в России «засилье сетей» является благоприятным моментом. Мелкие и средние товаропроизводители, в большинстве своём, не имеют доступа в крупные торговые сети, поэтому с удовольствием пойдут на сотрудничество со структурой (например, объединением кооперативных организаций), которая их ещё и авансировать будет, и в плановом порядке заказы размещать у них, и сырьё помогать перерабатывать, и товар «забирать», и «обратную связь» с конечным потребителем организовывать.

Естественно, с точки зрения потребителей, кроме цены, важно ещё и качество продукции/товара.

 

     Но этот вопрос (качества) необходимо рассматривать через призму защиты прав потребителей, потому что альянс общественного контроля и кооперации виден невооруженным взглядом.

МЕМОРАНДУМ

 

           В нынешней ситуации, когда отсутствует общность интересов основной части населения, как нельзя актуально стоит вопрос общенациональной идеи.

Сплотить массы народа вокруг какой-нибудь значимой проблемы, на сегодняшний день, представляется достаточно серьёзной проблемой. В поисках «хлеба насущного» основная часть населения занята мыслями исключительно меркантильного характера. И трудно обвинять общество в этом. При разнице социальных статусов и материального обеспечения  отдельных групп населения, социальная напряженность растет как на дрожжах.

          В данной ситуации перенаправление внимания общества, в том числе и социально незащищенных групп на проблемы, которые они могут решать,  без насилия, собственными ресурсами, внутри анклавных формирований, является одной из основных задач, которую само общество должно поставить в приоритет для защиты своих же собственных ресурсов, как то, социальных, материальных, интеллектуальных и т.д.   Наиболее эффективным проявлением созидательного начала в человеческой натуре являются действия по воспроизводству для своих собственных нужд. Именно таким критериям и отвечает один из инструментов хозяйствования, как потребительская кооперация.

         К сожалению,  старшее поколение нашей  страны, которое помнит расцвет потребительской кооперации, либо находится в очень преклонном возрасте, либо уже покинула наш мир,  унеся с собой бесценную информацию о возможности кооперативного сосуществования, как одного из основных принципов сплочения масс  вокруг насущных проблем, которые могут быть решены сообща. Изобретение велосипеда вещь неблагодарная, затратная и малоэффективная. Все давно придумано до нас. И далее по тексту, неоднократно, будут отмечены моменты, когда разные страны обращались к зарекомендовавшей себя системе потребительской кооперации, как к спасательному кругу.

        Многие могут сказать, что все,  что я предлагаю уже есть. Не буду спорить, только попрошу обратить внимание на одно обстоятельство. Я предлагаю соединить воедино несколько демократических институтов, закрепленных законодательно, в том числе и в Конституции РФ.

        Динамичное, положительное развитие потребительской кооперации, в принципе, не возможно без поддержки населения. В настоящее время наметился дефицит доверия, что в свою очередь подорвало развитие производства. Общество поделилось на заемщиков и кредитные организации. Будь то банки, прямые инвесторы или инвестиционные фонды. Разрыв произошел от разобщенности интересов. Кредитным организациям не интересно,  что происходит с кредитором, кредиторы же,  в свою очередь,  очень болезненно переносят выплаты по кредитам, считая их завышенными и несправедливыми. Часто применяются мошеннические схемы, приводящие к  не возвратам кредитов, что в свою очередь опять приводит к накаливанию ситуации взаимного недоверия.

        В такой ситуации, когда население практически не информировано в деталях тематики, а имеет разрозненное представление на основании обрывочных сведений из разных источников, да к тому же не всегда точных, либо далеко устаревших, роль просветительской деятельности потребительской кооперации, через единый информационный центр важна и остро необходима.



         «В тусклой повседневной жизни мы освоили по преимуществу хозяйственное значение кооперации…  Но мы не протянули еще крепких незыблемых нитей к главным устоям духовной культуры. Мы не создали Школы Человеческого Характера, как о том мечтал великодушный Р. Оуэн».

          Р. Оуэн в основу своей теории ставил воспитание людей. Ввел в употребление слово "социализм".  На базе предприятий, совладельцем которых он был, создал общину в Нью-Ленарке (Шотландия) в 1800 г. Создал школу, детские сады, социальное обеспечение, больницы, страхование, народную дружину, привел в порядок экономику. Переехав в Америку, Р. Оуэн купил земли религиозной общины раппистов и на них устроил коммуну "Новая гармония" в 1824 г.

        Последователь Р. Оуэна - Филипп Бюше: кооперативы создаются при помощи государства и профсоюзов; руководство кооперативов избираются голосованием; оплата руководителя зависит от его квалификации; 20% прибыли зачисляются в общественный капитал, 80% распределяются по труду; наемные рабочие через год становятся членами кооператива.

       Так как уровень развития техники и технологии того времени был примерно одинаков для всех, то основные усовершенствования хозяйственной деятельности касались ее организации: управления, участие членов, распределения доходов и т.п. Целесообразность изменений в хозяйствовании проверялось на практике: потребительские хозяйства или подтверждали эффективность внесенных изменений (и тогда это хозяйство продолжало развиваться) или доказывало их несостоятельность (в этом случае хозяйство распадалось).

       Усовершенствование технологий и возросшая на предпринимательских производствах производительность труда нарушает установившееся социальное и экономическое равновесие: возрастает безработица, резко снижается уровень жизни для групп людей, по тем или иным причинам не приспособившихся к произошедшим переменам.  Невозможность удовлетворения своих (в первую очередь экономических и социальных) потребностей в условиях исторически сложившегося капиталистического общества вынудило обратиться к проверенному веками способу выживания: созданию потребительских обществ - кооперативов, противостоящих предпринимательским хозяйствам.

        К слову сказать,  некоторые предпосылки мы имеем и на сегодняшний день, только у нас сокращение производственных площадей привело к высвобождению огромного количества граждан и они фактически предоставлены самим себе, при полном отсутствии понимая как им жить дальше. Очень малая часть предпринимателей, становящихся владельцами так называемых градообразующих предприятий заботятся о социальной сфере своих работников. Что же касается момента сокращения производства, в виду его нерентабельности и сокращения штатов работников (фактическое выдворение последних на улицу в прямом смысле этого слова, зачастую,  работники проживают в служебном жилье),  проблемы сокращаемых становятся их собственными.

          Возникают конфликтным ситуации, когда государству приходится вмешиваться в спор хозяйствующего субъекта и населения РФ (бывших работников данного субъекта). Такие ситуации в целом не способствуют росту популярности руководства региона, Субъекта Федерации, и что самое обидное, руководства страны. Старая поговорка о том,  что Царь далеко и ничего не видит, а все это дело рук местного воеводы, давно устарела. Во всем происходящем народ винит в первую очередь Руководство Страны.

         Народ ждет от Руководства Страны, что на них обратят внимание, не перепоручая данную функцию местному руководству. В большинстве регионов накопились отрицательные настроения среди народа по отношению к местным властям. Многие регионы ждут выборов, как спасения, в надежде поучаствовать в выборе руководителя. Территориальные общественные самоуправления и потребительские общества – это идеальная площадка для тренировки активности населения при участии в избирательных компаниях.

         Население при активном участии в создании этих двух моделей самоорганизации более полноценно сможет объединиться вокруг нового направления жизни общества, когда на первое место выходят экономические и социальные мотивации, оттесняя мотивации религиозные, сословные и корпоративные.  Усиливаются демократические начала, как результат демократизации всего общества и изменения приоритетов целей. Усовершенствование методов хозяйствования в кооперативах происходит путем слияния в качественно новые формы проверенных веками методов ведения потребительских хозяйств и новых, предпринимательских методов.

        Возникает понимание термина – «кооператив», который выделяет этот вид объединения людей из хозяйств предпринимательского направления и подчеркивает присущий только кооперативу первоначальный смысл хозяйственного сотрудничества: сотрудничество с целью удовлетворения жизненных потребностей, на предпринимательских основах.

         Обратим свое внимание на зарубежный опыт. Для чего приведу истории развития кооперативных движений разных стран, в разное время от создания, по настоящее время.

         Рассмотрим возникновение кооперативов на конкретном примере первого и наиболее успешного из них -"Общества справедливых родчельских пионеров", возникшего в Англии в 1844 г.

Приведем выдержки из устава Общества:

        Общество имеет целью реализовать прибыль и улучшить социальное положение своих членов посредством сбережений и капитала, разделенного на акции в 1 фунт стерлингов для приведение в исполнение следующих намерений:
- открыть магазин для продажи съестных припасов, одежды и пр.;
- купить или построить несколько домов, предназначенных для членов, желающих содействовать друг другу в улучшении домашних и общественных условий;
- начать производство тех продуктов, которые общество сочтет полезными с тем, чтобы дать работу членам, страдающим от безработицы и от сокращения заработной платы;
- для большего обеспечения членов общество должно купить или арендовать имения, которые обрабатывались бы членами, лишившимися работы.
- общество приступит, когда будет возможно, к организации производства, распределения, воспитания и самоуправления.
        Величина пая - 1 ф. ст., каждый обязывается взять 5 паев, но на первое время нужно было внести 1 шиллинг вступительного взноса, который шел в запасный фонд. Затем каждый должен вносить по 3 пенса в неделю. Прибыль не выдается до тех пор, пока из нее не образуется 5 паев.
      При обществе открыта сберегательная касса, принимающая вклады и выдающая до 5% годовых (частные банки выдавали 3%). Внеся 5 паев, член имел право на ссуду в 3 пая (2 - неприкосновенны).
     На библиотеки и школы выделялось 2,5% чистой прибыли.

Управление и контроль:

- собрание пайщиков;
- выборное правление - 11 человек и контрольная комиссия (работают бесплатно);
- пропуск собрания - штраф 6 пенсов;
- если член правления брал товар в долг пользуясь своим положением - штраф 10 шиллингов, затем лишали звания.
         Распределение прибыли - пропорционально экономическому участию, которое реализовалось премией от закупки товаров в магазинах общества.

Кооперативы с самого момента своего появления стали оказывать значительное влияние на условия жизни своих членов, которые напрямую зависели от их экономической деятельности. Так, уже к 1911 г. совокупный оборот кооперативов европейских стран превышал 500 млрд. рублей в год, из них более половины (336 млрд. руб.) приходилось на страну родоначальников кооперации - Великобританию. 
         В частности, в 50-е годы потребительская кооперация Великобритании была одна из самых мощных кооперативных движений в мире. Кооперативная сеть имела 90% от всех магазинов самообслуживания и 20 из 50 супермаркетов.
Но кооперативный сектор, включавший более чем 1000 кооперативов с различными по размеру магазинами, чье распределение не долго соответствовало изменившейся модели торговли, столкнулся с резко возросшей конкуренцией предпринимателей.

         Сегодня появляются признаки возрождения кооперации, для чего британские кооператоры предприняли следующее: продав мощности по производству товаров, союзы кооперативов вновь превратилось в розничные объединения; найдена торговая ниша - удобные для населения средние и мелкие размеры магазинов и супермаркетов, преобразована торговая сеть, установлены прямые связи с поставщиками товаров.  Кооперативные страховые общества и кооперативный банк стали самой сильной частью деятельности.  Обновлена нравственная политика, кооперативы вернулись к первоначальным ценностям и принципам деятельности. К пайщикам начала возвращаться вера в кооперативы, наметился рост числа пайщиков, повысились требования к профессиональной подготовке управленческого персонала. 

        После крушения корпоративной экономической системы в Германии была полностью реконструирована система кооперации. Это позволило уже к 1953 г. вдвое увеличить кооперативный товарооборот, число членов возросло до 2 млн. человек. Отличием германской кооперации от кооперации Великобритании явилось то, что законодатели Германии снизили максимальные выплаты бонуса кооператорам до 3%, отдав,  таким образом,  предпочтение развитию розничного товарооборота предпринимателей. Поэтому основой кооперативной торговли Германии стал оптовый товарооборот. Но результат развития этих коопераций похож: к 1965 г. германские кооператоры контролировали 8,5% рынка страны, 19,5% магазинов и 31% оптовых магазинов. Попытки организовать мощные национальные кооперативные объединения были ограничены слабой центральной властью союзов кооперативов и сопротивлением руководителей автономных кооперативов.

        В данном случае некоторые неудачи зарубежного опыта, обусловленные слабой властью, компенсируются в нашей стране, в нынешней сложившейся ситуации, построенной вертикалью власти и управляемостью на региональном уровне через механизмы политического управления местными элитами.

 

         В Финляндии существует два национальных объединения кооперативов: социал-демократическое (Е-движение) и нейтральное (CОK). Оба движения начали развивать сеть супермаркетов, но позднее, чем их конкуренты. CОK расширилось и стало одним из самых крупных собственников гостиниц и универмагов. Е-движение стало крупнейшим оптовым продавцом. Группа СОК нашла свою нишу для бизнеса - маленькие магазины в сельской местности, в то время как ее конкуренты развивали большие супермаркеты в городах.

 

       Кооперативное движение Швеции имеет сильные центральные органы и отличается хорошей координацией действий входящих в них кооперативов.
Его становление происходило в конкурентной борьбе с торговой группой ICA, которая владела основной долей рынка и поэтому шведское кооперативное движение стало самым динамичным и инновационным из всех западно-европейских кооперативных движений.

       Стратегия развития норвежской кооперации заключается в использовании природных преимуществ кооперативов. Основной упор делается на привлечение новых членов путем гарантированной выплаты бонуса.  Более чем 400 потребительских обществ объединились в национальный союз с 600 тыс. пайщиков. По структуре центральный Союз норвежской кооперации ближе к союзу акционерных обществ: создана единая закупочная группа, потребкооперация обеспечивает стандартной продукцией свои магазины. Это позволяет ему не только устойчиво существовать и увеличивать свой товарооборот, но и оказывать финансовую, консультационную и иную поддержку независимым кооперативам в том случае, если они выполняют принятые Союзом принципы.

 

       После Второй Мировой войны в Италии были восстановлены два довоенных федеральных кооперативных союза - католиков и социалистов. Впоследствии появились кооперативы коммунистов и христиан-демократов.
Сегодня в Италии около половины супермаркетов принадлежат кооперации.
Особенность развития кооперативного движения - кооперативные центры.

       Швейцарское кооперативное движение представляет собой пример "неклассического" развития кооперации. Законодательно воспрепятствовав открытию новых филиалов, движение расширялось путем открытия новых магазинов и системы самообслуживания.  Концентрация и укрупнение выражается в слиянии различных видов и отраслей кооперативов с перспективой создания единых целевых организаций. Вертикальная и горизонтальная интеграции сопровождаются сокращением абсолютного числа кооперативных организаций с целью концентрация экономических возможностей.  В результате укрупнения оборот швейцарских кооперативов в расчете на 1 магазин возрос на 45%.


        Кооперативы  в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в регионе,  классифицируются по четырем типам:

1. В Японии, Сингапуре и Южной Корее развитые кооперативы характеризуются эффективностью, мастерством в управлении и рыночной ориентации, взаимозависимостью кооперативов и пайщиков: кооперативы могут продавать только своим членам. 

2. В Японии 670 кооперативов, насчитывающих около 14 млн. пайщиков и имеющих годовой оборот около 33 млрд. долларов США.

3. В Сингапуре всего 5 кооперативов, но все они экономически прочные.

4. В Южной Корее потребительские общества имеют достаточную уверенность для того, чтобы выдержать давление,  как со стороны рынка, так и со стороны политики.

Кооперативы всех стран рассматриваемого региона ориентированы на открытый рынок, продавая продукцию,  как своим членам, так и посторонним. 

 

       Кооперативы Австралии, Таиланда, Малайзии и частично Индии настроены на открытый рынок, нацелены на поиск преимуществ в конкурентной борьбе, сохраняя в то же время членскую благонадежность. Кооперативный сектор Австралии - самый большой, но,  как и в Западной Европе, столкнулся с конкуренцией предпринимателей. 

         Своеобразны выходы из кризиса. Для производителей найдены торгово-экономические ниши: винные кооперативы, кооперативы производителей. Интересен тот факт, что именно студенческие кооперативы поддержали традиции национального кооперативного движения. С 1958 г. студенты-кооператоры, начиная с открытия кооперативного книжного магазина, распространили свое влияние на 30 университетских городков, а число членов этого движения достигло 695 тыс. человек.

         Во многих странах: Великобритании, Израиле, Норвегии есть колледжи, готовящие кооперативные кадры, и чуть ли не половину доходов они получают на образовательных программах, совмещенных с туристическими.

           Таиланд имеет более 400 потребительских обществ со средним количеством членов 1800 человек, и большинство из этих обществ,  преуспевает.

           В Индии 25 тысяч кооперативов и около 700 центральных оптовых магазинов. Они добились разных результатов, но кооперативные рынки в этих странах поддерживают принцип "улучшение условий жизни" и снижают возросший разрыв между "городом и деревней" посредством организации традиционных праздников, программ здравоохранения и семейного благосостояния. 

         Японское кооперативное движение может многому научить не только азиатские, но так же европейские и североамериканские кооперативы в плане управления и контроля,

Торговые ниши, которые освоили кооператоры Японии, Новой Зеландии, Австралии и других аналогичных коопераций: обеспечение товарами и услугами. Дешевая продукция,  доступность цен товаров для посторонних, значительная часть пайщиков не пользуется услугами кооперативов, но продолжает свое членство в них, обеспечивая тем самым возможность поддержания уровня жизни в случае потери работы и т.п. Кооперативы ориентированы на распределение, т.е. продают товары в розницу. Большинство национальных кооперативных движений относится именно к этой категории.

        Правительства оказывают экономическое влияние на развитие потребительской кооперации в своих странах.

      Существуют наименее развитые кооперативы, характеризующиеся отдаленностью друг от друга, отсутствием распределительной системы, недостаточной экономической надежностью и отсутствием демократических форм управления и контроля. Примеры - Бангладеш, Индонезия, Филиппины, Непал и Афганистан. 

        Особое место в мировой кооперативной структуре занимает китайская кооперация. Китайские кооперативы образуются на средства государства и паевые взносы пайщиков. Формально они независимы и исключены из системы директивного планирования. Иерархия кооперативов и их фактическая подчиненность: городские, районные власти, на верхнем эшелоне союзы кооперативов управляются государством, текущей деятельностью управляет согласованное с государственными органами правление кооператива.
        Как и Азия, американский континент - это регион огромных контрастов, с наиболее богатыми, и наряду с этим, некоторыми одних из самых бедных обществ в мире, или, как в Бразилии или Аргентине - между первыми и вторыми. Даже в самых богатых странах здесь существует растущая пропасть между богатыми и бедными, что означает, что кооперация необходима даже в наименее очевидных сферах. 
         Как пример - Канада, которая имеет наиболее ярко выраженную кооперативную экономику: там существует около 7000 кооперативов с общим числом членов 2,1 млн. человек. Это означает, что с учетом взаимно перекрываемого членства свыше 12 млн. канадцев являются членами хотя бы одного кооператива.  Особое распространение на континенте получили сельскохозяйственные кооперативы, кредитные, страховые и кооперативы других направлений деятельности. Один из крупнейших кооперативов Северной Америки "Бритиш Канадиан" захватил торговый рынок в 1980 г. Этот кооператив все еще отдален от крупных городов на Западе и в Атлантическом регионе. 
       360 обществ на Западе объединены в мощную организацию "Федеральные кооперативы", которая занимается оптовой торговлей и имеет оборот 2 млн. долларов США. В 1988 г. ее филиал по нефтепереработке открыл завод по очистке тяжелой необработанной нефти. В этот проект были вложены крупные инвестиции и он стал крупнейшим проектом, когда-либо осуществлявшимся западно-канадскими кооперативами. 176 обществ Атлантического региона слились в подобную федерацию "Коон Атлантик" в Монктоне, которая имеет годовой оборот 480 млн. фунтов стерлингов. Существует объединение "Интерпровиншл Кооперативз", которое действует в качестве брокера для регионов, имеет свою торговую марку и выпускает химические товары для сельского хозяйства. Одно из достижений канадских кооператоров - это организация нового типа кооперативов, известная как "прямой плотекс". По существу, инициатором этой идеи явился Кооперативный Союз Канады. Это общий магазин, торгующий только для своих членов и продающий товары почти по себестоимости. Затраты оплачиваются относительно высокими членскими взносами и понедельными взносами. 
         В США в 60-80-х годах прошла волна развития продовольственных кооперативов, которая усилила "альтернативный подход" к розничной торговле. Многие из этих кооперативов выжили и стали крупными кооперативными компаниями.  Например, калифорнийский кооператив "Джавис Фуд кооператив" начал свою деятельность как небольшой клуб по закупкам натуральных продуктов, а сейчас это крупнейшая в округе компания с оборотом 8 млн. долларов, в которую входят 4500 членов и осуществляющая 12% всей розничной торговли. В головную компанию входят 300 розничных кооперативов с 300 тыс. членов и 3000 закупочных обществ с общим оборотом более 500 млн. долларов. Все они относительно небольшие, крупнейшие из них имеют не более 7 магазинов, которые контролируют до 45 тыс. членов и ежегодный оборот этих компаний, взятых для примера, достигает 43 млн. долларов. Все они работают в условиях жесткой конкуренции, в которой когда-то и возникли.
         В странах Карибского бассейна кооперация не является крупным торговым сектором, но, например, в Тринидад и Тобагоправительство содействовало их становлению и провело крупномасштабную программу поддержки кооперативов. Создана национальная федерация, которую курирует правительство. Более 2000 кооперативов с количеством членов до 20% населениявносят ощутимый вклад в экономику этой страны.
        В Латинской Америке всего 4 страны имеют хорошо развитую кооперацию: Бразилия, Аргентина, Колумбия и Коста-Рика. Много говорят о бразильском чуде. Эта страна вошла в 20-ку крупных экономик Мира благодаря потребительской кооперации с 2001 по 2008 годы количество пайщиков в Бразилии возросло с 3 до 40 миллионов человек.

       В Аргентине 700 тыс. пайщиков владеют более чем 50 супермаркетами, которые вполне конкурентоспособны в сравнении с предпринимательскими хозяйствами. 
      Деятельность современных кооперативов основывается на кооперативных принципах, обобщивших многовековой опыт существования и деятельности потребительских хозяйств, взяв из него основные положения, наиболее важные для эффективной работы кооперативов.  В международном кооперативном движении принципы кооперации используются как критерии истинности кооператива, то есть хозяйство, придерживающееся в своей деятельности этих принципов, выделяется из многообразия существующих форм хозяйственной деятельности как “кооператив”, что служит основой объединения кооперативов в союзы. Кооперативные принципы служат основой взаимопонимания в кооперативном движении, определяя единство его целей и методов их достижения. Кооперативные принципы по своему содержанию отражают достигнутый уровень кооперации и намечают пути ее дальнейшего развития с учетом опыта успешно действующих передовых кооперативов и союзов. Они направлены на повышение эффективности деятельности кооперативного движения в целом путем пошагового закрепления достижений отдельных кооперативов или их союзов в основной массе участников кооперативного движения. Поэтому поддерживается постоянное соответствие принципов изменяющимся условиям, уточняются их формулировки, появляются новые принципы, посредством которых кооперативное движение постоянно адаптируется к новым реальностям. 

Принципы Международного кооперативного альянса при его образовании:

- альянс самостоятелен и независим; 

- альянс не занимается вопросами политики и религии; 

- выборное демократическое управление; 

- участия в прибылях 

- обмен информацией; 

- налаживание экономических связей между кооператорами разных стран; 

- создание кооперативного общественного мнения.
 


Эти цели и принципы закреплены в уставе МКА, принятом в 1896 г.

Устав МКА впервые был пересмотрен на 8 конгрессе МКА в 1910 г.

В новой редакции устава исключен принцип участия в прибылях. Из всех видов кооперации потребительские кооперативы признавались наиболее ценными и важными для защиты интересов труда, что вызвало преимущественное развитие потребительских кооперативов в Европе.

В 1937 году МКА признал, что подлинность кооператива зависит от применения четырех принципов:

- открытое членство; 

- демократическое управление; 

- распределение прибыли между членами согласно их торговым операциям; 

- ограниченный процент на капитал.
 


Остальные три действовавших в то время принципов - политический и религиозный нейтралитет, торговля за наличный расчет и развитие образования - не являлись непременным условием вступления в Альянс.

Таким образом,  МКА выделил две группы принципов, определяющих подлинность кооператива.

К первой группе, как показано ранее, относятся принципы, взятые кооперацией от коммунистических общин: открытое членство и демократическое управление.

Вторая группа принципов,  взятая кооперацией из предпринимательской деятельности и трансформированная применительно к целям кооперации - распределение прибыли и ограниченный процент на капитал - показывает, какими именно экономическими принципами кооператив отличается от предпринимательского хозяйства.

Принципы МКА уточнены и даны развернутой формулировкой в 1949 году.

Эти принципы, без которых невозможна истинная кооперативная деятельность, включают в себя следующие положения:

- кооперативные организации должны быть открыты для каждого, кто хочет и может осуществлять свою деятельность, без какой бы то ни было дискриминации политической, религиозной или расовой;

- демократические принципы должны соблюдаться в кооперативах на всех уровнях: кооперативы должны иметь право выбирать комитеты и другие руководящие органы без вмешательства или давления со стороны, а все члены кооперативов должны иметь одинаковые права и возможность свободно формулировать и выражать свое мнение;

- кооперативные организации должны быть совершенно свободны и независимы, они должны иметь возможность занимать собственную позицию по всем вопросам, затрагивающим их интересы или интересы общества, позицию, независимую как от государства в целом, так и от тех или иных организаций (политических партий).


        В 1966 г. МКА принял новые принципы, исключив принцип политического и религиозного нейтралитета. В дальнейшем содержание принципов практически не изменялось, их развитие шло путем уточнения формулировок в связи с изменяющимися условиями деятельности кооперации. За многовековую практику существования потребительских хозяйств во многих странах мира ими был выработан свод правил, которые явились основой современных кооперативных принципов. Эти принципы является критерием оценки деятельности хозяйства как истинного кооператива, а их выполнение является гарантией работы кооператива на благо своих пайщиков.
        Содержание и смысл принципов регулярно пересматриваются и уточняются Международным кооперативным альянсом в зависимости от изменяющихся условий деятельности кооперативов. Международный кооперативный альянс считает реализованным повсеместно лишь одну совокупность факторов: удовлетворение потребностей членов с помощью совместного  владения  предприятием, все остальные факторы, обеспечивающие устойчивую деятельность кооператива выделены в отдельные принципы.
        Очевидно, что эта совокупность факторов представляет собой формализованные цель объединения людей - удовлетворение своих потребностей и способ реализации этой цели - с помощью совместного  владения предприятием.
В заключение обзора зарубежного опыта развития кооперативного движения хочется сказать, что на  примере Италии мы видим, что, имея время и хоть какое-либо убежище от конкуренции, даже самое старое кооперативное движение может стать более современным и отстаивать свою уместность.

 

      Пример Швеции показывает, что даже столкнувшись с эффективной          конкуренцией, кооперативное движение может ответить на вызов.

       А также история показывает, что кооперация не препятствует росту динамизма ориентированных на потребителя отдельных обществ и, как многие кооперативные движения, самостоятельно перерастают в процветающие современные предприятия.
         Подводя итоги обзору деятельности потребительской кооперации в странах Азии и Тихого океана, можно отметить разнообразие ее форм деятельности и национальных уровней развития.
        Но есть общие черты: в Австралии, Гонконге, Японии, Индии или другой стране кооперативы создаются населением и действуют для населения. Государства оказывает поддержку кооперативному движению в зависимости от его вклада в развитие общества: настоящие кооперации получают поддержку, кооперации предпринимательского типа от этой поддержки устраняются.

        Естественно, учитывая наши национальные особенности, нужно принять во внимание низкую активность, заложенную в гражданах годами государственной опеки через профкомы, профсоюзы, деятельность правящей политической партии, направленной на социальную сферу. Бесспорно,  гражданин привык не проявлять свою активность в надежде на подсказку сверху. Но времена меняются. Период «дикого капитализма» поделил общество на группы, которые привыкли во всем надеяться на себя и на тех, кто вообще перестал ориентироваться в пространстве. Первые начали активно устраиваться в жизни и в вязком и порой непонятном и пугающем «Рынке», вторые же старались устроиться где-то на среднем уровне в доживающих свой век госпредприятиях и вновь открывающихся кооперативах(к слову сказать ничего не имеющих общего с темой нашего разговора. Просто в эпоху перестройки и постперестроечное время все вновь открытые предприятия основной частью населения огульно назывались кооперативами).

          Первые, как пионеры-путешественники открывали новые предпринимательские просторы, а вторые же тихо жили, без надежды и уповая на собственное здоровье. Но если спросить у старшего поколения что они знают о потребительской кооперации, большинство ответит, что эта сфера связана с заготовительной деятельностью (сельхозпродукция, старатели, артели по пошиву, лесозаготовки и т.д.). Для многих становится откровением,  насколько многообразен мир потребительской кооперации. Насколько он вселяет уверенность в завтрашнем дне, когда у человека появляется осознания того, что он сам или в сообществе единомышленников может строить свое будущее и управлять им. Отдаленно это чувствуют те, кто через жилищно-строительные кооперативы строит себе квартиры, гаражи. Участвует в садоводческих товариществах, но это все формы, которые позволяют само организовываться для достижения конкретных и кратковременных задач. Большинство не понимает, что инструмент потребительской кооперации позволяет объединить массы для строительства своего будущего, которое можно каждый день, как говорится, потрогать руками, участвуя в его непосредственном управлении.   

     Все описанное выше может претвориться в жизнь при правильном соединении отдельных законодательных актов, которые рассматриваются на сегодняшний день по отдельности. Отсутствует синергетический эффект от взаимодействия законов.

     Как я ранее говорил, трудно осуществлять деятельность территориально по потребительской кооперации,  не имея поддержки населения на первоначальном этапе. Необходим инструмент сплочения масс, и таким инструментом обязан стать институт самоуправления через разнообразные формы местного самоуправления. Одной из наиболее прописанных в Федеральном законе № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  является территориальное общественное самоуправление. Эта та площадка,  на которой уже возможно вести просветительскую работу вновь открывающимся потребительским обществам,  с целью информирования населения об основных направлениях деятельности потребительской кооперации. Эта же площадка может быть использована для дополнительного или дошкольного образования, где уже с ранних пор будущий гражданин Российской Федерации сможет усваивать основы кооперации, как одной из форм сосуществования в обществе, как полноправного члена гражданского общества, нацеленного на поддержание основ государственности. При таком массовом привлечении населения к активной деятельности, без миграционного перемещения, т.е. непосредственно на местах преимущественного проживания,  возможно поправить ситуацию с занятостью населения, а в отдельных регионах и поправить демографическую ситуацию, подорванную за годы лихолетий и неопределенности будущего, не позволяющего создавать семьи и растить детей, не имея уверенности в завтрашнем дне.

      Когда люди заняты делом , их трудно отвлечь  непонятными политическими лозунгами. Человек занят работой на себя, но в обществе своих единомышленников и соратников.     Уровень   взаимного доверия сплачивает гораздо  сильнее, чем иллюзии счастливой жизни   потом,   после   захвата   политической   власти   отдельно   взятой   партией      или  движением.

      Россия в ближайшее время вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО), что создает новые условия для деятельности всех отраслей экономики страны, в том числе и для потребительской кооперации. Государству будет трудно эффективно поддерживать отечественных товаропроизводителей, что приведет к сокращению объемов производства. Усилится конкуренция на всех сегментах рынка, глобализация станет реальной угрозой для страны. Потребительской кооперации придется учитывать, что доходы значительной части населения, особенно в сельской местности, значительно сократятся, уменьшится покупательная способность.  Развитие потребительской кооперации позволит России более мягко войти в ВТО за счет «раскрепощения» личной предпринимательской инициативы в коллективе подобных себе, круговой поруки в ответственности по имущественным обязательствам, использования коллективного разума и коллективных имущественных возможностей.

        Когда-то мы были большой дружной семьей. Называлась эта семья Союз Советских Социалистических Республик. Теперь это Содружество Независимых Государств. Но эта независимость превратилась в отчужденность, а ведь у многих остались родственники на просторах необъятной,  некогда несокрушимой Родине. Из года в год разрабатываются планы по совместному сотрудничеству в экономической сфере, принимаются решения о без таможенных режимах и прочие документы, которые потом теряются в коридорах власти на согласованиях и ратификациях. Инструмент потребительской кооперации уже сейчас решает вопросы сотрудничества и, де-факто, мы продолжаем жить большой дружной семьей. Границы не помеха для сотрудничества единомышленников, также на задний план отходит межнациональная разрозненность и вражда. Межконфессиональные разногласия и прочие проблемы, остро стоящие перед человеком, когда он социально не защищен. Общность интересов и чувство локтя в сообществе кардинально сплачивает отдельные личности в органично существующие коллективы, которые смогут выступить на поддержку самим себе и государству.

       Сейчас у нас есть все предпосылки для  перезагрузки темы потребительской кооперации в новом формате, с целью попытки выработки всеобщей национальной идеи. И первым шагом  на пути создания такой идеи является повышение благосостояния собственной семьи – ячейки общества. Кирпичика в общей стене, защищающей Государство, из сплоченности и прочности которой зависит будущее не только отдельно взятой семьи, но и Государства в целом.