Как заглянуть в будущее компании?

Если собственники и руководители предприятия хотят иметь будущее, они должны его сначала придумать, а для этого разработать vision (видение) компании. Как это правильно сделать, знает Олег Кулагин.

 


Когда организация разрабатывает свой vision (видение), мгновенно включается психологический механизм вытягивания из прошлого, ибо, как гласит восточная мудрость, «не мы движемся к будущему, отталкиваясь от прошлого, а будущее вытаскивает нас из прошлого и притягивает к себе». Это тот самый эффект Пигмалиона или феномен самоисполняющихся пророчеств. Если мы чего-то очень сильно хотим, наши желания начинают материализовываться. Это надо использовать. Именно в этом состоит замечательный эффект от работы над vision организации.

А если еще он не сохраняется лишь в голове собственника или первого руководителя, не укрывается от подчиненных под предлогом коммерческой тайны, а разрабатывается «всем миром» и тиражируется по всей организации, то эффект Пигмалиона дополняется эффектом синергии, когда все сотрудники начинают «бить» не куда, кому вздумается, а в одну общую цель. Безусловно, даже, если у предприятия есть прекрасный vision, в реальной жизни все не так гладко и идеально. Но все-таки, все-таки… Нельзя упускать такую возможность. Ведь осознанный образ желаемого будущего – мощнейший нематериальный актив предприятия.

Как разработать vision? Очень просто. Для этого надо ответить всего на один главный вопрос: какой мы желаем видеть свою компанию через 5-10-15 лет?Горизонт такого видения можно выбирать исходя из размеров компании, масштабов бизнеса, динамики рынка, амбиций собственников и топ-менеджеров. При разработкеVision не надо бояться будущего. Надо постараться заглянуть как можно дальше. Конечно, будущее туманно и изменчиво. Но ведь речь идет только об образе. Если мы поймем, что наше видение будущего никакой не vision, а самый настоящий Illusion, то его можно легко изменить. Все в нашей власти. И будущее в том числе. И тем более его образ.

Итак, раскрепостим наше сознание, дадим волю творчеству и даже фантазии, и попытаемся ответить на этот главный вопрос. А если все же сознание не раскрепощается, и вопрос «не отвечается»? Тогда на помощь могут прийти другие вопросы. Могу предложить их список. Вот он:

  1. Чем мы будем заниматься? Какие продукты и услуги будем производить и продавать?

 

  1. Кто будет нашими потребителями, покупателями, клиентами?

 

  1. Какова будет география нашего бизнеса? В каких городах, регионах, странах мы будем продавать наши товары?

 

  1. Какими конкурентными преимуществами мы будем обладать?

 

  1. Как мы будем взаимодействовать и строить отношения с нашими поставщиками, инвесторами, органами власти?

 

  1. Какой мы видим перспективную структуру нашей компании? Какие производственные, торговые, сервисные подразделения будут входить в ее состав? Где они будут находиться, и как они будут взаимодействовать между собой?

 

  1. Какие материальными и нематериальными ресурсами мы хотим обладать? Какие технологии будет использовать наша компания?

 

  1. Как будет выглядеть система управления предприятием? Какие методы и инструменты управления мы будем применять?

 

  1. Какой будет наша корпоративная идеология? На каких ценностях будет основана наша организационная культура?

 

  1. Каким будет персонал нашей компании? Какими качествами и компетенциями он будет обладать?

 

Попробуйте ответить на эти вопросы как можно подробнее и детальнее. Сначала индивидуально. А потом обсудите их в составе управленческой команды. Опишите желаемое будущее своей организации не исходя из того, что вам хотелось бы, а как будто все это у вас уже есть. Представьте, что будущее уже стало настоящим. Оформите vision в виде интересного, изящного, эмоционального и метафоричного текста. Дополните его какими-нибудь схемами, картинками, рисунками. Этот текст может занимать 1-2 странички А4, но в данном случае размер не имеет значения. Главное, чтобы он увлекал и «цеплял» своих читателей. vision должен быть амбициозным и вдохновляющим. Он не должен привязываться к сегодняшним возможностям фирмы, а напротив, как можно дальше отрываться от них. Это отрыв от текущей реальности, отрыв грандиозный и существенный.

Когда vision есть, наша забота – его уточнять, изменять, развивать. Это не разовая акция, а непрерывный процесс. Если мы будем его качественно «обслуживать», он будет нам служить и все остальное сделает за нас. Доверимся нашему vision.