Вероника Кузнецова

 

Вас пригласили на работу в перспективный проект. Вы довольны предложенными условиями и с радостью принимаетесь за работу. Наконец ваша роль сыграна. Но обещанной оплаты нет как нет! Как не попасть в такую ситуацию – и что делать, если уже попали?

 

Совет --  «Если лошадь сдохла – слезь» требуют примерно одни и те же истории, которые отличаются только деталями и именами. Причем в эти истории попадают далеко не глупые люди, люди таких профессий как экономисты, юристы и т.д.

Итак, есть у нас девушка Маша (Даша, Оля… любое понравившееся имя). Как правило, старый знакомый приглашает, или через знакомых случается приятный контакт, когда умненькой и ответственной девушке Маше предлагают подработать (а иногда прямо с оформлением) в начинающем проекте или достаточно молодом. Деньги обещают приличные, работа интересная. Иногда в офисе, иногда удаленно. По рукам.

И все, казалось бы, в шоколаде, работа выполняется, все довольны. Но наступает день зарплаты. Иногда в первый месяц все проходит хорошо, а иногда сходу начинаются разговоры: «Знаешь, у нас сложности возникли, подожди недельку, пожалуйста, все будет. Зуб даю!» Или: «Заказчик не расплатился вовремя, ждем денег, как только, так сразу», – и т.д., и т.п. Думаю, многие кушали подобные «завтраки».

Когда возникает такая ситуация, ответственная девушка Маша, естественно, расстраивается, но в 99% случаев решает дождаться заветного «завтра» и продолжает работу, хотя с несколько меньшим энтузиазмом. Когда оно (то есть «завтра») наступает и ничего не происходит, начинает терзаться мыслями и совершенно искренне страдать. Потому что деньги нужны, и на них были планы. И потому что не понятно, как в данной ситуации себя вести. Ставить вопрос ребром? Хочется, чтобы заплатили все же, да и работа хорошая, вдруг все наладится... Собирается с духом, приходит к работодателю, тот с честными глазами снова говорит: «Еще пара дней. Сложности возникли, но будет, все обязательно будет!»

Съев очередной «завтрак», Маша отправляется работать. Испытывая смутное беспокойство, но все же надеясь на лучшее. И вообще, людям надо давать шанс, со всеми бывает, надо относиться с пониманием, и т.д. Потом честный работодатель может войти в положение и заплатить не все, но хотя бы половину, а остальное с «пониманием» придется еще подождать... И эта рабочая «Санта-Барбара» может растягиваться на месяцы.

Совет страдательной стороне

Так уж сложилось, что в 2009 году (кризисном) даже я оказалась на месте девушки Маши, но это стало мне хорошим уроком, когда под обещанную зарплату я брала в долг, чтобы заплатить за съемное жилье и как-то существовать, а зарплаты не случилось. Итог: я оказалась с круглым долгом на руках и без работы. Отличное лекарство от наивности.

Выводы, которые были сделаны из ситуации и которыми я сейчас совершенно искренне делюсь:

  • Шанс можно дать, но только один раз. Да, у всех в жизни случаются форс-мажоры. Но нормальный человек постарается предупредить о проблеме и в обозримые сроки ее разрешить.

  • Не мешайте дружбу с делом. Очень многие обожглись на этом. Можно сотрудничать и быть друзьями (проверено на себе). Но в этом случае обе стороны должны ответственно относиться к своим обязательствам, в том числе материальным.

  • Старайтесь закреплять отношения на бумаге (совет возможен, наверное, только в российской действительности, но что есть, то есть).

  • Берите аванс.

  • Будьте честны с собой. Пункт, стоящий особняком. Потому что в описанных выше ситуациях, как правило, есть еще и тот момент, что за работу обещано больше, чем она реально стоит, и, конечно, не хочется терять легкий источник дохода. Другой вопрос, а источник ли? И увидишь ли ты эти деньги?

Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что сделки с совестью и с собой ни к чему хорошему не приводят. Если обещанная сумма и трудозатраты сопоставимы, подобные ситуации с «динамо» и «кидаловом» происходят гораздо реже. (Можете считать меня идеалисткой, но это исключительно эмпирическое наблюдение.)

И, наверное, самая главная мысль: люди не меняются. Честно. Взрослые люди крайне трудно поддаются (если вообще поддаются) перевоспитанию, а это значит, что очень наивно полагать, что «раздолбай» станет ответственным, человек, который обманул или «кинул на деньги» один раз, не сделает этого снова… Поэтому «если лошадь сдохла – слезь».

Я люблю людей, честно. А еще я веду дела в этой стране и «сама оплачиваю свои счета», как принято говорить в американских фильмах. Достаточное количество шишек и граблей заставили меня сделать такие выводы и ими руководствоваться. Зато вопросов не возникает, и за советом ни к кому бежать не нужно. Как только ситуация становится «скользкой», я ставлю вопрос ребром и говорю с человеком, глядя в глаза, о том, что меня волнует и не устраивает, – и по рабочим вопросам, и по денежным, которые у нас в менталитете чуть ли не к «постыдным» относятся. Если человек меня слышит, ситуация быстро выравнивается и не повторяется более. Если не слышит – мы расстаемся, без сожалений, страданий и прочей никому не нужной лирики. Чтобы время и силы как можно скорее потратить на что-то более стоящее, что в итоге принесет реальную прибыль.

Неочевидные вещи

Выше мы говорили о вещах очевидных. А есть еще один аспект, не столь очевидный, о котором тоже хочу сказать. Это энергетическая структура описанной ситуации. Да, кто-то скажет, что это чушь, – не вопрос, дальше можно не читать. Для тех, кому интересно, – продолжаю.

Наш недобросовестный работодатель в данной ситуации не просто нехороший человек, он еще и «вампир». Думаю, многие слышали об энергетическом вампиризме (это когда с одним человеком вам легко и хорошо, а с другим душно, мутно и хочется сбежать через пять минут, потому что вдруг голова разболелась и стал «выжатым лимоном» ни с того ни с сего). Поскольку моя работа связана с общением, для меня эти вещи – не пустой звук, а то, что необходимо учитывать и с чем приходится иметь дело каждый день.

Продолжаю. Почему же наш чудо-начальник вдруг «вампир»?

Посмотрите на девушку Машу, которая попадает в данную ситуацию. Человек постоянно находится в напряжении, ожидании, терзается, мучается, сомневается: «позвонить или не звонить», «ждать или все бросить», «что делать? куда бежать?». Тревога, напряжение, беспокойство, бесконечный внутренний диалог – это то, на чем человек очень быстро теряет энергию. Это подтачивает изнутри, убивает радость и позитив. Что очевидно, и не нужно пускаться ни в какие эзотерические изыскания. А есть вторая сторона, которая месяцами не решает вопрос и которую, по сути, прекрасно устраивает положение дел. Ибо если человека что-то по-настоящему не устраивает, он прилагает все усилия, чтобы разрешить ситуацию в адекватные сроки. Направление утечки энергии тоже очевидно.

Именно поэтому я советую рубить такие «деловые» отношения как можно скорее, чтобы это болото не засасывало и не забирало силы, которые можно пустить на более полезные вещи. Подобный «вампиризм» – вообще отдельная тема для разговора. Но здесь особенно яркий пример, потому и решила упомянуть.

Убирайте ожидание и неопределенность. Опять же, на личном опыте – лучше негативный, но четкий и ясный ответ, чем «надежда», которая связывает по рукам и ногам и не дает выйти из ситуации и начать что-то новое.

Пара слов о противоположной стороне

Как уже упомянула в самом начале статьи, описанные ситуации чаще случаются с проектами молодыми, которые сейчас принято называть стартапами.

Друзья «стартапщики» (сама была и пребываю в этой шкуре, потому хорошо понимаю, о чем пишу), самое дорогое, что у вас есть, – это не идеи, инвесторы, связи и т.д. Самое дорогое – это репутация! И если вы сейчас способны «кинуть» на 1000 руб., это может очень больно аукнуться, когда речь пойдет о миллионах. Бизнес – это, прежде всего, люди и отношения с ними, а отношения строятся, исходя из репутации. Так что есть над чем подумать.