Конфуций ( кит.孔子 Кун-Цзы или кит. 孔夫子 Кун Фу-Цзы ) — древний мыслитель и философ Китая. Известный ныне во всём мире он оказал большое и глубокое влияние на жизнь Китая и всей Восточной Азии впоследствии став философской системой известной как Конфуцианство. В возрасте чуть более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог. А после падения династии Цинь его учение достигло статуса государственной идеологии вплоть до начала XX столетия, лишь временно уступая место буддизму и даосизму.

 

Родился Конфуций около 551 году до н.э. в г.Цюйфу в царстве Лу, где и умер в 479 году до н.э. Сам Конфуций описал свой жизненный путь всего в нескольких строчках:

  • «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
  • В 30 лет — я обрёл прочную основу.
  • В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
  • В 50 лет — я познал волю Неба.
  • В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
  • В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Мудрость от Конфуция:

  • Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.

  • Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.

  • Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый легкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.

  • Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.

  • Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

  • Благородный человек винит себя, а ничтожный – других.

  • Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете.

  • Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.

  • Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

  • Мы доверяем своим глазам — но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце — но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!

  • Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

  • Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.

  • Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.

  • Молчание — великий друг, который никогда не изменит.

  • Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их.

  • Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.

  • Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.

  • Если так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?

  • Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.

  • Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

  • Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.

  • Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

  • Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

  • В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.

  • Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

  • Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

  • Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.

  • Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

  • Достойный человек не идет по следам других людей.

  • Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

  • Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

  • Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, недостоин зваться таковым.

  • Да не ослепляет тебя ни дружба насчет недостатков твоего друга, ни ненависть насчет хороших качеств твоего врага.

  • Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия.

  • Благородный муж с достоинством ожидает велений неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.

  • Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.

  • Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.

  • Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.

  • Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.

  • Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

  • В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.

  • Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — вот что можно назвать учением о человеколюбии.

  • В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

  • Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.

  • Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?

  • Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.

  • Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

  • Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

  • Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло; смеяться над ней — это уничтожить его.

  • Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие.

  • Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

  • Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

  • Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека — и познаешь степень его человечности.

  • Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?

  • К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

  • Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.

  • Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.

  • Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.

  • Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?

  • Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

  • Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.