Моя точка зрения остаётся неизменной - для современной России, её экономики, населению, катастрофически не хватает мощного по своей значимости инструмента материального и социального сектора, как кооперативы!

Дореволюционное развитие потребительской кооперации оставило глубокий след в истории всего кооперативного движения в России.

Ведя рассказ о зарождении потребительской кооперации, стоит остановиться и на артелях, значимость которых в развитии кооперации в России оценивается не однозначно.


В коротком рассказе об артелях, мы не сможем однозначно сказать какую историческую роль играли и играют в наше время артели, но познакомить с таким видом хозяйствования как артель, используя при этом высказывания учёных – кооператоров, юристов, экономистов, постараемся.

 

Артель - трамплин для потребительской кооперации


И так, начнём с определения артели. Калачёв Николай Васильевич, историк, юрист, археолог, автор научного труда "Артели в древней и нынешней России" (1864), дал такое определение артели: "Артель, в смысле товарищества нескольких лиц, соединяющихся своим капиталом и трудами, или только последними, для какой-нибудь работы, промысла или предприятия и вследствие этого отвечающих друг за друга, - есть явление, встречающееся у нас ещё в глубокой древности, а названием своим оно указывает на отдалённые, а именно торговые, связи наших предков с восточными народами, в языках которых этим словом обозначаются общины и товарищи. Первые следы такой ассоциации находим ещё в XI и ХII-м столетиях в правительственных постановлениях, коими дозволяется вкладываться в общество, учреждаемое для какой-нибудь общеполезной цели".

По утверждению соратника К.Маркса, Ф. Энгельса: "...Артель есть стихийно возникшая и потому ещё очень неразвитая форма кооперативного товарищества и как таковая не представляет собой ничего исключительно русского или даже славянского. Подобные товарищества образуются повсюду, где в них есть потребность: в Швейцарии в молочном деле, в Англии в рыболовстве, где они даже очень разнообразны. Силезские землекопы (немцы, отнюдь не поляки), построившие в 40-х годах столько немецких железных дорог, были организованы в настоящие артели.

Артель — это широко распространённая в России форма товарищества, простейшая форма её ассоциации, подобно той, которая встречается у охотничьих племён во время охоты. И по названию и по существу она не славянского, а татарского происхождения. И то и другое встречается у киргизов, якутов и т.д., с одной стороны, и у саамов, ненцев и других финских народов — с другой".

В.Н. Титаев, В. В. Петров, И.Ф. Бородин в своём коллективном труде "Теория и история кооперативного движения (2002), отметили, что было бы правильным не смешивать артели старого типа, включающие в себя общинно-артельные принципы, с артелями новой формации, пропитанными кооперативным началом. Первые - неформальная кооперация, докооперативные формы, вторые - кооперативные организации, но те и другие носили имя «артель» и с этим мы не можем не считаться.

Кропоткин Пётр Алексеевич, князь, учёный – географ, революционер, теоретик анархизма очень точно, по моему мнению, высказался о роли артели в зарождении кооперации России: "Значение кооперации в Англии, Голландии и Дании хорошо известно, а в Германии, в особенности на Рейне, уже в настоящее время (начало XX века) кооперативные общества являются крупным фактором промышленной жизни. Но, быть может, Россия представляет наилучшее поле для изучения кооперации в бесконечно разнообразных формах. В России кооперация, т.е. артель, выросла естественным образом; она унаследована от средних веков, и в то время, как формально образовавшемуся кооперативному обществу пришлось бы бороться с кучею законных затруднений и с подозрительностью бюрократии, неоформленный вид кооперации - артель - представляет самую сущность русской крестьянской жизни".

В заключении, приведу цитату из высказываний доктора экономических наук, профессора Гуссейнова Р.М.: "В это трудно поверить, но (Транссибирская железнодорожная) магистраль протяжённостью в 7,5 тыс. км. была построена за 10 лет силами всего 8 тыс. русских артельщиков, которые, используя лишь силу кооперативного труда и свою смекалку, сделали это без современных механизмов и сегодняшних достижений инженерной мысли".

Факт устройства и порядка артелей служит лучшим доказательством того, сколько здравого и практического смысла, сколько смышлёности кроется в русском народе, — следует только не регламентировать его, не стеснять излишними бюрократическими формами и предписаниями, из самого народного быта выработается организация, самая соответствующая и самая практическая для каждого данного случая (Ф.Г. Тернер).