Доктор Карен Молони, партнёр английской консалтинговой фирмы «Молони энд Гили», ведущая семинара Европейского Центра современного менеджмента по теме «Как создать эмоционально разумную организацию», предлагает пять подсказок, которые помогут вашей организации успешно накопить эмоциональный капитал.

 


Как создать эмоционально компетентную организацию

Dr. Karen Moloney, a partner with the UK human resources consultancy Moloney and Gealy and speaker at Management Centre Europe

Результаты исследований наводят на мысль о том, что организации, в которых понимают своих сотрудников (их еще называют «эмоционально разумными»), все чаще и чаще по результатам своей деятельности превосходят те организации, в которых такое понимание отсутствует. Сегодня во всем мире эмоции принимаются в расчет. На деле, если смотреть с точки зрения успешности ведения бизнеса, они имеют даже большее значение, чем традиционная разумность и профессиональный опыт вместе взятые. Например, в тех организациях, которые развивают эмоциональную компетентность у работников, занятых продажами, товарооборот каждого из них в отдельности может увеличиться чуть ли вдвое. Когда у сотрудников, занимающихся исследованиями и разработками, развивают эмоциональную компетентность, время, затрачиваемое на разработку продукта и на его выведение на рынок, существенно сокращается. Подобным же образом результаты ряда исследований показывают, что увеличение эмоционального капитала в организации приносит ей такие преимущества, как высококачественные инновации, повышение доходности инвестиций в новые стратегии, технологии и приобретения, увеличение доли не уволившихся талантливых работников и высокая производительность труда.

В эмоциональной компетентности как таковой нет ничего нового. Это то, что называется словом «зрелость». Такая, играющая ключевую роль, компетентность подразумевает хорошее знание себя; умение быть хозяином своих эмоций, а не их рабом; способность сопереживать другим; смелость в принятии трудных решений; предвидение скрытых препятствий; влияние на направленность действий других; умение объединить усилия разных людей и сделать из них высоко продуктивную команду; разрешение межличностных конфликтов таким образом, что ни у кого не остается чувства обиды; вселение в людей чувства уважения к себе; умение подвигнуть людей к работе на пределе своих возможностей; ну, и так далее.

Доктор Карен Молони, которая работает компаньоном английской консультационной фирмы «Молони энд Гили» по проблемам людских ресурсов и читает лекции в Европейском центре современного менеджмента на новом семинаре «Как создать эмоцио-нально разумную организацию», предлагает пять подсказок, которые помогут вашей организации успешно накопить эмоциональный капитал. «Нужно привлекать, удерживать и повышать квалификацию высокоталантливых людей; это касается не только тех, кто обладает редким профессиональным опытом или исключительными способностями, но и эмоционально зрелых людей, которые умеют справляться с характерными для современного бизнеса запутанностью, двусмысленностью, неуверенностью, риском и разнородностью. Нужны именно те, кто понимает, каким образом побуждать и поддерживать талантливых людей. Это самое важное».

1. Признайте, что за талант нужно бороться и доводите дело до победы

Каждая организация действует на двух рынках — на рынке для клиентуры и на рынке для населения. Поэтому смотрите на борьбу за талант как на борьбу за клиента и считайте ее маркетинговой компанией. Побывайте в тех местах, где чаще всего можно встретить талант и начните его без зазрения совести соблазнять. Назначьте разведчиков талантов и выясните, в каких организациях работают нужные вам способные люди. Если люди, которых вы хотите нанять, принадлежат разным поколениям, узнайте об их потребностях и откликайтесь на них. Это особенно касается представителей так называемых поколений «Х» и «Y». Создавайте на своих сайтах странички, посвященные «свободным вакансиям».

2. Набирайте в штат эмоционально компетентных людей

Разработайте систему оценки компетенции, которая описывает те типы работников, которых вам хотелось бы видеть в своей организации. Включите в нее те личностные качества, которыми описывается эмоциональная разумность. Чтобы нанимаемые на работу сотрудники обладали этими качествами, обучите своих менеджеров методике доказательного интервьюирования. Подготовьте специальные упражнения, помогающие оценить тот стиль работы и те способности кандидатов, благодаря которым они могут с честью выходить из любых сложных ситуаций.

3. Проводите переподготовку своих лучших работников

Главная причина, по которой люди уходят из организации, — это их «шеф». Поэтому, чтобы удержать талант, обязательно обучите своих менеджеров приемам наставника, помогите им влить новые силы в персонал, вместо того чтобы «выставлять их за порог». У себя в организации расставляйте воспитателей талантов где только можно. Проводите специальную работу с теми менеджерами, у кого высокая текучесть кадров или кто не повышает квалификацию своих работников (если есть серьезные причины, чтобы продолжать пользоваться услугами неудобного менеджера, старайтесь не отдавать им в подчинение молодых талантливых специалистов или, по крайней мере, научите последних понимать и мириться со слабостями начальника и объясните, отчего вы терпите таких администраторов). Обеспечивайте организацию сильным руководством. Поощряйте любое эмоционально разумное поведение. Открыто общайтесь в своей организации. Пусть люди у вас работают весело. И увольняйте тех, кто действительно достоин увольнения.

4. Отслеживайте работающие у вас таланты

Проведите ревизию всей рабочей силы своей организации, чтобы выпустить на волю весь ее сдерживаемый потенциал. Выявите, где именно в вашей организации работают талантливые люди, и прикиньте, чем вы рискуете, если они уволятся, и как это повлияет на весь ваш бизнес. Организуйте специальные творческие семинары для отслеживания талантливых работников. Определите для каждого из них личный план повышения квалификации и согласитесь на предоставление таким людям благоприятных карьерных возможностей. Подробно беседуйте с увольняющимися, чтобы выяснить причину ухода и следить за изменениями в текучести кадров.

5. Развивайте эмоциональную компетентность

Поощряйте разумный риск и управляйте им. Как можно раньше наделяйте работников ответственностью. Всемерно поддерживайте в организации те ролевые модели, которые вносят вклад в развитие эмоциональной компетентности. Разъясняйте людям важность проявления такого поведения для успешного ведения бизнеса. Цените и поощряйте таких людей. Будьте в курсе излюбленных способов работы каждого своего сотрудника. Ускорьте процесс достижения зрелости, придавая в напарники старым сычам молодых шустриков. Выделите каждому работнику средства на повышение квалификации. Не ограничивайте себя в использовании уроками жизни. Это великий университет. Поощряйте следование примерам, экспериментирование и обмен новыми знаниями. Проведите семинар по Макиавелли, чтобы развить эмоциональную компетентность. Назначьте наставников. Поддерживайте в работе индивидуальность, терпимость и разнообразие. И, само собой разумеется, любите своих коллег.